5 слов признаков к слову осень

Содержание
  1. Развитие речи детей 4-7 лет
  2. Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
  3. Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Осень. Осенние месяцы»
  4. ОСЕНЬ
  5. Смотреть что такое ОСЕНЬ в других словарях:
  6. ОСЕНЬ
  7. ОСЕНЬ
  8. ОСЕНЬ
  9. ОСЕНЬ
  10. ОСЕНЬ
  11. ОСЕНЬ
  12. ОСЕНЬ
  13. ОСЕНЬ
  14. ОСЕНЬ
  15. ОСЕНЬ
  16. ОСЕНЬ
  17. Тема [Осень]
  18. Задания логопеда по теме Осень
  19. 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки.
  20. 2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.
  21. 3. Рассмотреть картинки с изображениями осени и лета.
  22. 4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай!»
  23. 5. Объяснить ребенку значение слова «листопад».
  24. 6. Упражнение «Найди ошибки».
  25. 7. Упражнение «Назови ласково».
  26. 8. Упражнение «Увидели, не увидели».
  27. 9. Упражнение «Скажи наоборот»
  28. 10. Упражнение «Оденем Таню»
  29. 11. Упражнение «Осенний букет для мамы»

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят.
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)

Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Читайте также:  Наиболее существенными признаками проективных методов являются

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?

16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.

17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Источник

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Осень. Осенние месяцы»

Разделы: Логопедия

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Осень. Осенние месяцы».

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

1. Организационный момент (5 минут).

(Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года» – Приложение 1.)

(Под мелодию дети входят в класс.)

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии вы будете получать наклеечки за правильные ответы и хорошую работу.

Дидактическая игра «Назови ласково».

— Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово:

(За правильный ответ логопед дарит наклеечку.)

а) Мимическая гимнастика.

(Дети под руководством учителя выполняют мимическую и артикуляционную гимнастику.)

— Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Вдруг далеко унёс.
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

— Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

— Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

— Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

2. Основная часть (25 минут).

— Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? (Осенью.)

— Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

(Дети по желанию выполняют задание. За каждый правильный ответ получают наклеечку.)

— Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

— К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

— Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

— Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

— Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

— Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

— Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

— Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

— А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

— Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». (Приложение. Слайды 9-12)

— Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

— Все верно назвали. Молодцы.

— Сегодня на занятии нам принесли необычные картинки. Я буду вам показывать картинки, а вы попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с логопедом предложения по картинкам.) (Приложение. Слайды 13-20)

(На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

Читайте также:  Признак замены свечей зажигания

— Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

— А сейчас мы с вами отдохнём.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

— А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

— А теперь продолжим нашу экскурсию с помощью компьютера по окраинам нашего родного посёлка. (Приложение. Слайды 21-27)

— Итак, продолжаем наше занятие.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

3. Заключительная часть. Итог занятия (3 минуты).

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

— Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

— Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

— Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

4. Домашнее задание. Оценивание.

— Дома вам необходимо собрать осенние листья.

— Посмотрите у кого больше всех наклеек?

(Самому активному учащемуся вручается медаль.)

— Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)

Источник

ОСЕНЬ

ОСЕНЬ. О характере погоды (температуре, влажности и т. п.); о наличии листвы, ее окраске, нарядности. Багряная, безлиственная, ведренная, ветренная, влажная, гнилая, грязная, дождевая, дождливая, желтая, златая (устар.), золотая, золотистая, крепкая, крутая, малооблачная, мозглая (простореч.), мокрая, морозная, нарядная, ненастная, облачная, пламенная, погожая (разг.), прозрачная, промозглая (разг.), пышная, северная, серая, слякотная, студеная, сухая, сырая, темная, теплая, туманная, холодная, хрустальная, царственная, цветистая, цветная, червонная, ядреная (просторен), янтарная, яркая, ясная. О времени наступления осени. Глубокая, глухая, долгая, запоздалая, начальная, первоначальная, поздняя, ранняя. О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке осени. Безрадостная, благодатная, горькая, грустная, задумчивая, мертвая, невеселая, нежная, печальная, плодоносная, прекрасная, скучная, славная, сумрачная, суровая, тоскливая, трудная, угрюмая, унылая, хмурая, чудесная. Безжалостная, вяжущая, жесткая, задумчиво-яркая, звонкая, плакучая, рыжая, седая, смуглая, терпкая, тоскливая, юная.

Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »

Смотреть что такое ОСЕНЬ в других словарях:

ОСЕНЬ

для северного полушария Земли и весна для южного — время года от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния. В метеорологии принято называть осень. смотреть

ОСЕНЬ

время года, продолжающееся в Северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (22 декабря). В. смотреть

ОСЕНЬ

ОСЕНЬ

осень ж. 1) Название времени года, сменяющего лето и предшествующего зиме. 2) перен. Приближающийся конец жизни, увядание чувств.

ОСЕНЬ

осень ж.autumn; fall амер. глубокая осень — late autumn

ОСЕНЬ

ОСЕНЬ

ОСЕНЬ, время года, продолжающееся в Сев. полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сент.) по день зимнего солнцестояния (22 дек.). В Юж. полу. смотреть

ОСЕНЬ

Осень — О. для северного полушария Земли и весна для южного — время года от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния. В метеорологии принято называть осенью месяцы: сентябрь, октябрь и ноябрь нового стиля; см. Времена года.

ОСЕНЬ

Время года между летом и зимой.Календарная осень — три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. В действительности, уже в ноябре в России часто наступает зим. смотреть

ОСЕНЬ

ОСЕНЬ ж. (от обсевать? от овесень? от осенять, сумрачный?) время года меж лета и зимы, астроном. три месяца, в кои солнце проходить знаки весов, скорпиона и стрельца; в общежитии, сентябрь и октябрь, до снежного пути и рекостава. На севере, с ильина дня (20 июля) считают поворот лета на осень, перестают купаться; с ильина работнику две угоды: ночь длинна и вода холодна; Анна (25 июля) припасает утренники: в августе серпы греют, вода холодить, с первого спаса (1 авг.) холодные росы, пчела перестает носить взятку; второй спас (6 авг.) встреча осени, первые осенины, провожают закат солнца в поле, с песнями: третий спас (15 авг.) последний отлет ласточек, обжинки, братское пиво: солнце засыпается: со Флора (18 авг.) осенние утреники; с Лупа (23 авг.) заморозки, овсы морозом лупит; с Ивана постного (29 авг.) журавли на Киев потянулись; Симеона летопродавца (1 сент.) бабье лето, первые осенины (в средн. полосе); начало засидок (с огнем) и посиделок; мушиные похороны; отеъзжее поле охотников; Аспосов день (8 сент.) вторые осенины; на Федору (11 сент.) либо на воздвиженье (14) третьи осенины, капустки, кафтан с шубой сдвинулся; покров (1 окт.) первое зазимье: покров землю и девку покроет (снегом, платком); с Сергия (7 окт.) начинается, с Матрены (9 нояб.) устанавливается зима. Козма-Демьян с мостом (1 нояб.); курячьи именины, братское пиво, проводы осени, встреча зимы; с михайлова дня (8 нояб.) скот на зимнем корму: с Матрены (9 нояб.) зима на ноги встает; на Мартына (9 нояб.) гусь на лед вышел; введенские морозы. На Федору лето кончается, осень начинается, 11 сент. Третья встреча осени. И бабье лето до Федоры не дотянет. Второй спас: Пасиков день (пенз. сар.), Луков день (яросл. костр. вологодск.). Убирают пчел, собирают лук, 8 сент. Корми меня в весну, а в осень и сам сыт буду. Осень говорит: гнило (назем), а весна: мило, лишь бы было! Осень говорит: уклочу; весна говорить: как я захочу. Осень говорит: я поля уряжу; весна говорить: я еще погляжу! Осень прикажет, а весна свое скажет. Цыплят по осени считают. Осенней озими в закрома не кладут (не сыплют). Осенью работник краснеет, а хозяин бледнеет. Весна и осень на пегой кобыле ездят. Осенью любого гостя потчуют молоком, нелюбого медом. В осень кочуй не переезжая реки, весной переезжай, не упуская часу. Осень-то матка: кисель да блины: а весною-то, сиди, сиди, да гляди! В осень, и у воробья пиво. В осень и у вороны копна, не только у тетерева. Не будь в осень тороват, будь к весне богат. Шел я в осень, нашел я восемь, мясо бросал, шкурку износил, а голову сел (лен). | Осень, у охотннков, год. Собаке третья осень, третий год. Осень-осеенска, всю, целую осень; | каждую осень. Осеннее равноденствие, 11 сент. Осенний тенетник, Осенесь и осенесь сев. вост. в прошлую осень, минувшею осенью. Осенина ж. осенщина, осенчина твер. новг. сено позднего покосу; жесткое. | Шерсть осенней стрижки. Осенины мн. проводы лета и встреча осени. Первые осенины, местами первый, но более второй спас (6 авг.), или на Флора и Лавра (18 авг.) или на третий спас, на молодое бабье лето (15 авг.); вторые осенины на летопроводца (1 сент.), бабье лето; это же засидки, засиживают вечером с огнем; вторые ж, либо третьи осенины, спосов, аспосов день (8 сент.) или на Федору (11 сент.); третьи осенины на вздвиженье, капустки, капустинские вечорки; а местами и в покров (10 окт.), на юге, в Дмитриеву, родительскую суботу (на 3-й неделе после покрова). Белорусские осенины (дзмитровка, дзяды) в суботу, местами в четверг, празднуют поминки; вообще это же и обжинки, конец жнитвы или именинный сноп и пр. Осеннак м. ловчая птица, пойманная в осень, взрослою. Осечук, то же, или животное, скотина осеннего приплода. Осенистый зверь, матерый, нескольких осеней, старый. Осеннее ср. сиб. осенщина ж. арх. осенняя руга, повинность или подачка с прихода, сбор церковников хлебом, новиною. Осеневать где, провести, пробыть осень. Гусь веснует и осенюет в перелете, летует и плодится у нас, а зимует в отлете. Осенничать, в сельск. духвн. и причте: собирать осеннее, осенщину. Диакон поехал осенничать. Осенник м. пск. твер. юго-западный ветер. Осенница ж. пск. пасмурная, холодная, дождливая погода. Осення, охотнич. арх. время с покрова до Филиппова заговенья. (Шейн).

Читайте также:  Сцепление с полом называют признаки гены которых расположены в

ОСЕНЬ

Источник

Тема [Осень]

Задания логопеда по теме Осень

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки.

Вспомнить названия каждого времени года.

Уточнить последовательность смены времен года.

Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас?

Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.

Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ

3. Рассмотреть картинки с изображениями осени и лета.

Назвать приметы этих времен года.

Сравнить их между собой.

Летом светит солнце, а осенью солнце прячется за тучами.

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные.

Летом птицы учат своих птенчиков летать, а осенью птицы улетают в теплые края.

Летом дети отдыхают, купаются в речке, в море и т. п., а осенью идут в школу.

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай!»

Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …

Ветер осенью (какой?) — …

Дождь осенью (какой?) — …

Листья осенью (какие?) — …

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — …

Осенью солнце (что делает?) — …

Осенью птицы (что делают?) — …

Осенью колхозники (что делают?) — …

5. Объяснить ребенку значение слова «листопад».

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

6. Упражнение «Найди ошибки».

Определи, чего не бывает осенью.

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

— Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

— Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

— Люди собирают урожай овощей, фруктов.

— Дикие животные не делают запасы корма.

7. Упражнение «Назови ласково».

8. Упражнение «Увидели, не увидели».

Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков»

Три воробья — пять … и т. д.

9. Упражнение «Скажи наоборот»

Предложите ребенку закончить предложения:

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

10. Упражнение «Оденем Таню»

Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

11. Упражнение «Осенний букет для мамы»

В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Источник