5 наиболее важных признака передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.
статья на тему

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Л.А,Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

В современных условиях возрастает роль инновационной творческой деятельности, т.к. возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив и творчества по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Важнейшими источниками развития системы образования являются:

— достижения современной педагогической и психологической науки;

— передовой опыт педагогической деятельности;

— синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем.

Основная задача статьи – оказать практическую помощь методистам и педагогам в описании передового педагогического опыта.

Под передовым педагогическим опытом понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и качественно новые результаты.

С точки зрения творческой новизны выделяют разные виды передового педагогического опыта:

— Опыт, носящий репродуктивный характер (массовый опыт). Он ценен тем, что преподаватель вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта.

— Опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что преподаватель или педагогический коллектив моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет исследовательскую деятельность.

Назовем виды педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях.

свободно владеет технологией работы, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагог-новатор

отличается качествами мастера, вместе с тем обогащает свой опыт новыми формами, методами, средствами, повышающими эффективность учебно-воспитательного процесса. Для педагога-новатора характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство.

Педагог-исследователь

— это мастер и новатор, его труд насыщен элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, отличается новым построением учебно-воспитательного процесса.

Важны все названные виды педагогического опыта. Мастерство присуще большинству педагогов, новаторский подход – многим, а исследовательской деятельностью занимается пока лишь часть педагогов, которая будет непрерывно возрастать.

При изучении передового опыта важно познать все эти конкретные виды, пропагандируя и распространяя их среди педагогической общественности, стремясь донести достижения мастерства, новаторства, изобретательства до всей массы педагогов.

Для оценки и анализа передового педагогического опыта тех или иных образовательных организаций и преподавателей, подлежащего изучению, теоретическому обобщению и использованию в массовой практике в «Современном словаре по педагогике» обозначены следующие критерии: новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность опыта, преемственность, перспективность. Новизна отличает передовой опыт от массового, хотя наличие новизны в деятельности педагогов еще не означает, что их опыт характеризуется передовыми тенденциями. Уровни новизны могут быть различными – от научных открытий до эффективного применения достижений науки и рационализации отдельных сторон педагогического труда. Высокая результативность означает, что результаты обучения и воспитания должны быть выше массовых показателей. Основными признаками репрезентативности передового опыта являются: достаточная проверка во времени, получение подтверждения в работе различных педагогов при идентичных условиях. Стабильность опыта означает, что его результаты должны быть одинаковыми не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания. Стабильность подтверждает закономерность результатов опыта. Преемственность передового опыта заключается в том, что он – составная часть общего педагогического труда. Он возникает не вдруг, а медленно накапливается в массовом опыте. Всякое новое явление лишь в том случае входит в передовой педагогический опыт, если оно имеет перспективу развития и применения на практике.

При определении сущности передового опыта в первую очередь нужно учитывать четыре критерия:

На этапе обнаружения (выявления) главный критерий – устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательной работе. На этапе изучения – анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. На этапе обобщения – основной критерий в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике. На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта.

Передовой педагогический опыт – это новые улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.

Передовой педагогический опыт – это оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания.

Критерии передового педагогического опыта

Обобщение опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта (одного человека, коллектива или всей образовательной организации), осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.

Обобщение опыта необходимо отличать от простого его описания.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт;

– обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей;

– раскрыть условия, при которых возможна их реализация;

– выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Алгоритм выявления передового педагогического опыта.

Описание опыта работы.

— формулировка основных идей, на которых построен опыт;

— обоснование правомерности, продуктивности и перспективности этих идей;

— раскрытие условий, при которых возможна их реализация;

— выявление объективных закономерностей, творческого использования и развития данного опыта.

Что может быть опытом?

— алгоритмы учебных действий по предмету;

— технология урока или элементы технологии;

Читайте также:  Перед месячными все признаки беременности

— авторская программа (учебного курса, воспитательная);

— система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

— эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

— реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

— эффективная система оценки знаний и др.

Примерные темы обобщения опыта:

Формы обобщения ППО

— статья о своем опыте работы (сборник статей);

— подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

— подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;

— проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

— заседание методического объединения;

— различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

— публикации в методических журналах;

Памятка учителю по обобщению опыта

Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием студентов. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений студентов), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы студентов, списки литературы и т.д.).

Источник

Статья «Выявление, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в ДОО»

Егорова Наталия Викторовна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 22»

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в ДОО

Методические рекомендации, представленные в статье, помогут старшему воспитателю ДОО грамотно и последовательно организовать и систематизировать свою профессиональную деятельность по выявлению, обобщению и распространению передового опыта педагогических работников.

Ключевые слова: методическая работа в ДОО, передовой педагогический опыт, профессиональная компетентность.

Современный период развития сферы образования характеризуется стандартизацией его качества. В связи с этим возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных процессов и творчества по приоритетным направлениям педагогической практики.

Следовательно, повышение требований к личностной и профессиональной компетентности педагогических работников, организующих образовательную деятельность в ДОУ.

Важнейшим ресурсом и источником развития системы дошкольного образования являются:

— достижения современной педагогической и психологической науки;

— передовой опыт образовательной деятельности.

Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога.

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

Как правило, в большинстве образовательных организаций это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Этапы работы с передовым педагогическим опытом

Выявление (обнаружение) передового педагогического опыта.

Любой передовой педагогический опыт должен быть источником решения какой-либо педагогической проблемы, например, связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов у детей; осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода. Именно такой опыт, в первую очередь подлежит диссеминации ( от лат. disseminatio сеяние, распространение ).

Выявление педагогического опыта старшим воспитателем предполагает:

а) оценку деятельности педагогов ДОУ с помощью диагностической программы наблюдения;

б) выявление воспитателей, получающих устойчивые положительные результаты;

в) сбор информации о деятельности данных педагогов и выявление факторов, способствующих достижениям.

Критерии (признаки) передового педагогического опыта :

1. Актуальность опыта. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу (соответствие федеральным нормативно-правовым документам, региональной образовательной политике).

2. Высокие количественные и главным образом устойчивые качественные показатели результатов образовательной деятельности.

— высокая социальная адаптивность дошкольников;

— образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);

— познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;

4 . Новизна, которая прослеживается в педагогических идеях, приемах, средствах, методах педагогического взаимодействия по сравнению с общепринятыми в практике.

5. Стабильность, стойкость опыта, его продолжительное функционирование (сохранение заданного уровня результатов на протяжении достаточно длительного времени, при изменяющихся условиях). Даже значительные успехи педагога, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.

Читайте также:  Сахарный диабет у новорожденных симптомы и признаки

8. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии выше перечисленных признаков опыт следует причислять к передовому опыту.

Изучение передового педагогического опыта.

Терегулов Ф.Ш. считает, что каждому этапу работы с педагогическим опытом соответствуют свои критерии.

Изучение какого-либо конкретного опыта не может быть спонтанным.

Старший воспитатель намечает график посещений данного педагога, планомерное наблюдение за его деятельностью, чтобы убедиться, что успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть положительные результаты его работы неслучайны и стабильны.

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность данного опыта для учреждения.

Объективные предпосылки изучения передового опыта:

Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по определенной проблеме.

В качестве опыта могут выступать:

педагогическая технология или ее элементы;

система методических приемов;

эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

эффективная система оценки знаний и др.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить план изучения ППО.

Обобщение передового педагогического опыта в рамках профессионального сообщества – вид методической деятельности, предполагающий обоснованное, систематизированное описание содержания работы по определенной проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приемов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными; научное осмысление опыта.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта : открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

Рассказ используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОО), муниципальном, республиканском (региональным), федеральном и т.д.

Формы распространения ППО:

выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

коллективный просмотр образовательной деятельности педагога;

выступления на семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации;

выпуск методического пособия;

размещение информации на официальном сайте ДОО, в АИС «Сетевой город. Образование»;

конкурсы профессионального мастерства, «Площадка успешности»;

участие в очно (заочных) научно-практических конференциях;

выступление на заседаниях педагогических сообществ города;

школа передового опыта (ШПО), руководителем которой является педагог, распространяющий передовой опыт.

Он организует серию коллективных просмотров образовательной деятельности с детьми, демонстрируя собственные положительные результаты работы. В завершении каждого показа руководитель ШПО разъясняет присутствующим, почему он поступил именно так, а не иначе; чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, отвечает на вопросы участников и предлагает задания, направленные на использование в своей педагогической практике того или иного приёма, способа организации детей и т.п.

Перед началом следующего мероприятия организуется беседа, направленная на анализ результатов практической деятельности собравшихся. В конце учебного года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует степень овладения ими материалом.

мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о результатах своей профессиональной деятельности и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных образовательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Данная форма методической работы может быть организована как с детьми, так и со взрослыми, исполняющими роли детей.

творческий отчёт, в процессе которого организуется:

Внедрение передового педагогического опыта

может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

Такой опыт можно разместить под разными рубриками: «Передовой опыт – в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт».

ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Читайте также:  Внешние признаки болезней поджелудочной железы

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

Боронилова И.Г. Передовой педагогический опыт: учебное пособие. – Уфа: Восточный ун-т, 2008.

Дубровская В.А. Управление процессом формирования и распространения инновационного педагогического опыта: методическое пособие. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.

Запятая О.В. Технология описания педагогического опыта // Методист.-2007.- №7.

Кузибецкий А.Н. Передовой педагогический опыт и аттестация педагога. Методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010.

Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы//. Методист. – 2005.- № 2.

Сиденко А. Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете. Сельская школа, 2005.

Источник

Критерии передового педагогического опыта

По степени обобщенности можно выделить две группы критериев:

Первая группа – это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения).

Вторая – критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).

В целях всестороннего анализа при обобщении педагогического опыта следует применять системный подход, который заключается в том, что педагогический объект рассматривается как целостный феномен, состоящий из частей, связанных между собой определенными отношениями.

Терегулов Ф.Ш. считает, что каждому этапу изучения опыта (обнаружение – изучение – обобщение – распространение – внедрение) соответствуют свои критерии.

На этапе обнаружения (выявления) главный критерий – устойчивые положительные результаты в воспитательно-образовательном процессе.

На этапе изучения – анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. Основной критерий – в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике.

На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта.

Первым важным признаком или критерием передового педагогического опыта выступает его актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным интересам; решению задач, вытекающих из социального заказа государства в области образования, интересов личности.

Второй признак передового педагогического опыта высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт должен давать «обильный урожай», высокое качество образования, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель передового педагогического опыта – оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: «Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил». Высокая эффективность педагогического труда проявляется в том, что при тех же затратах времени, помимо традиционного усвоения материала, он обеспечивает значительные сдвиги в общем развитии дошкольников. Показателями этого могут служить возросшая наблюдательность; умение анализировать и обобщать, в области практических действий – наличие соответствующих умений и навыков, способность контролировать свои действия, сформированность ценностных ориентаций в деятельности, социальная адаптивность дошкольников; познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний; уровень воспитанности.

Четвёртый показатель передового педагогического опыта – стабильность и воспроизводимость результатов воспитательно-образовательного процесса, сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях на протяжении достаточно длительного времени. Результаты должны быть одинаковыми и в других условиях, и при использовании опыта другими педагогами.

Пятый показатель передового педагогического опыта – наличие в нём элементов новизны. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения; от научных открытий до эффективного применения достижений науки и рационализации отдельных сторон педагогического труда (М.С. Бургин). Новизна предполагает отсутствие аналогов в практике работы. Новизна педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Новизну опыта характеризуют такие показатели: творческая реализация на практике новых теоретических концепций, идей; творческое внедрение новых форм, методов, способов педагогической деятельности с учетом местных условий и специфики; рационализация отдельных сторон личной педагогической деятельности; комбинация элементов известных методик; рационализация, усовершенствование отдельных сторон педагогического труда; преобразование образовательного процесса.

Шестой показатель передового педагогического опыта – перспективность, возможность использования опыта в массовой практике, его применения другими педагогами.

Седьмой показатель передового педагогического опыта – репрезентативностьдостаточная проверка опыта во времени и подтверждение хороших результатов в деятельности всех педагогов, взявших этот опыт на вооружение.

Восьмой показатель передового педагогического опыта – соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Таким образом, к специфичным критериям передового педагогического опыта можно отнести:

– наличие элементов творчества, новизны, оригинальности, демонстрация более современных способов работы;

– творческое применение в практике современных научных знаний, открытий, выводов;

– создание из отдельных элементов существующего опыта своего – интегрированного, имеющего новые группы;

– преобладание в опыте новой педагогической идеи как результата существующей практики;

– перенос системы работы других педагогов в свою деятельность при условии глубокого понимания ее сущности и преимуществ;

– применение в своей практике современных научных знаний, достижений, открытий в области педагогики и смежных с ней наук.

Источник

Adblock
detector