- Признаки здоровой семьи и дисфункциональной
- Дисфункциональная семья
- «Делай так, как я говорю, а не как я сам делаю»
- «Развлекаться – это плохо, греховно»
- «Не выноси сор из избы»
- «Об этом мы не говорим!»
- Пять главных признаков дисфункциональной семьи
- Функциональная и дисфункциональная семья: что это значит
- Здоровая семья
- Дисфункциональная семья
- Дети в дисфункциональных семьях
- Симпсоны как визуальный нон-фикшн дисфункциональной семьи
- «У меня такой ужасный брат, Он бьет меня каждый день. А сегодня утром моя мать Отдала мой последний пирожок. Мой отец ведет себя так, Как будто он живет в зоопарке. Я самый грустный ребенок Во втором классе!»
- Здоровые и дисфункциональные семьи: признаки, отличия, последствия
Признаки здоровой семьи и дисфункциональной
Дисфункциональная семья
Словосочетание произошло от лат. dis – «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо», и functio– «деятельность». Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту.
Чаще всего выделяют следующие признаки дисфункциональной семьи:
• в семье отрицается существование проблем;
• члены семьи избегают открыто выражать свои чувства (это приводит к подмене и подавлению истинных эмоций);
• существует недостаточная степень интимности между членами семьи;
• границы между «я» и «ты» размываются («Если папа расстроен, то расстроены все»);
• отсутствует забота или наоборот – опека чрезмерна;
• характерной является конфликтность взаимоотношений (осуждение, обвинения, критика, оскорбления);
• правила и роли «заморожены», закреплены за членами семьи жестко;
• потребности отдельных членов семьи приносятся в жертву потребностям семьи.
Вот лишь некоторые наиболее часто встречающиеся правила дисфункциональных семей:
«Делай так, как я говорю, а не как я сам делаю»
Родитель требует от ребенка определенного поведения, но сам демонстрирует противоположное. Приведу пример из практики. Девочка тринадцати лет постоянно обманывала свою мать, которую, конечно, это не устраивало. А какой у ребенка при этом был пример перед глазами? Мать, тоже обманывающая ребенка, но при этом требующая противоположного поведения. Обратите внимание: не важно, в чем именно заключаются обманы матери, важно то, что она не видит очевидных противоречий в требованиях к себе и к своему ребенку. Элемент неконструктивности – налицо.
«Развлекаться – это плохо, греховно»
Часто в дисфункциональных семьях можно встретить запрет на удовольствия и наслаждение жизнью, жесткое преобладание «надо» над «хочу». Накапливается стресс – и он не находит выхода через нормальный здоровый отдых, игры и развлечения. Члену семьи запрещено радоваться жизни. У вас еще есть сомнения в том, что это деструктивно?
«Не выноси сор из избы»
«Об этом мы не говорим!»
Самая распространенная табуированная тема в дисфункциональных семьях – это сексуальные потребности и проблемы.
Самое неприятное, что приносит дисфункциональная семья, заключается в том, что дети, выросшие в такой семье, становятся заложниками своего прошлого. Человеку, когда он вырастает, очень непросто избавиться от той роли, которую определила когда-то для него его собственная семья. Традиционно выделяют около десятка таких ролей («Маменькин сынок», «Герой», «Святой», «Клоун», «Миротворец», «Манипулятор», «Критик» и др.), и каждая из них приносит свои беды и отрицательные последствия своему носителю. Дисфункциональность этих ролей связана также с тем, что они не выбираются осознанно, а навязаны человеку структурой его семьи. То есть сам он может не хотеть играть отведенную ему роль, но просто не знает, как повести себя в сложившихся условиях иначе, как по-другому реагировать на проблемы в семье.
Например, в алкогольной семье часто старший ребенок принимает на себя роль «Героя», который берет на себя ответственность за большинство вещей в семье – за чистоту и порядок дома, воспитание младшего ребенка, сохранение семейной тайны перед знакомыми, иногда даже за материальное обеспечение семьи. Хочет ли ребенок играть такую роль, или его вынуждают к этому обстоятельства? Выбор есть всегда, но зачастую ребенка, личность которого еще не сформирована, семья настойчиво подталкивает к такому решению – пусть даже неосознанно.
Признаки здоровой семьи
Если с дисфункциональными семьями все понятно, то с определением здоровой семьи всегда есть проблемы. С одной стороны, семья может быть очень заботлива к своим членам, а с другой — в ней может не хватать взаимного внимания и чувства близости. В мире не существует такой семьи, которая постоянно могла бы находиться в идеальном равновесии. В семьях всегда бывает больше или меньше свободы и зависимости. Трудно подобрать какие-то универсальные правила, как должна выглядеть здоровая семья, в каждом случае они индивидуальны. У каждого человека есть свое представление о нормальной семье. Тем не менее, можно попробовать указать некоторые признаки, которые признаются большинством специалистов. Признаки эти были найдены при изучении семей, где нет признаков нарушений, и существующие отношения устраивают всех. Вы можете их прочитать и, возможно, даже согласиться с ними. Что же это за приметы? В чем они проявляются? Итак, супруги:
Когда в семье все в порядке, родственники могут оставить друг друга в покое, но когда у них возникают трудности — стресс, болезнь и другие сложности, — они оказывают друг другу усиленную поддержку. Члены семьи могут подойти друг к другу, обсуждают свои проблемы, помогают друг другу в их решении, получают удовольствие от общения и легко отходят в сторону. Здоровая семья похожа на хорошо сыгранную команду.
Сделать из дисфункциональной семьи здоровую достаточно трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения — дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или «фамильный порок». Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.
Источник
Пять главных признаков дисфункциональной семьи
Идеальных семей, конечно, не существует. И любая семья, даже очень прочная, может оказаться в кризисе, а особенно сейчас в наше пандемичное время. Но есть несколько главных черт (признаков), с помощью которых можно и, иногда, нужно проверять не стала ли наша семья дисфункциональной – то есть такой, откуда выпадает один из элементов здоровой (дружественной) коммуникации, который помогает совместному развитию и удовлетворению наших потребностей. Сложные семейные проблемы могут возникнуть в любой семье. Но в функциональных семьях проблемы решаются значительно лучше, и учитывают при этом интересы общие, а не отдельные. Поэтому, когда семья становится дисфункциональной у нее проявляются одна, или несколько из пяти следующих особенностей:
Самый показательный момент – это когда в семье появляется человек с зависимостью: основные – это алкоголизм, наркомания и игромания. Эта проблема сейчас очень обострилась, особенно потому, что многие люди (в первую очередь, мужчины) потеряли работу. Поэтому, это отдельная проблема, в преодолении которой может помочь только четко спланированная помощь с привлечением квалифицированных специалистов, как минимум из сферы наркологии.
Это когда глава семьи всегда прав. То есть игнорируется любое иное мнение других членов семьи, а все возникающие вопросы и проблемы решаются только с помощью приказов. Эта система, в которой главный человек в семье (чаще, конечно, отец) требует от всех остальных полного подчинения. Но, как мы с вами прекрасно понимаем, он тоже может ошибаться, но страдать от этого в семье вместе с ним, естественно, будут все.
Когда домашним запрещается проявление эмоций, и не разрешается принимать личные решения. Эта ситуация более всего касается детей. Когда в семье, с малого детства, например, мальчикам запрещают проявлять любые сентиментальные эмоции по отношению, как к окружающим, так и к родителям. А девочек, наоборот, наказывают за то, что они, например, могут резко отвечать, или обижаться на собственную мать. Разрешение на принятие собственных решений – это вообще отдельная тема, которой я уже касался в одной из своих прошлых статей.
Когда любовь к себе в семье ты должен обязательно заслужить. Если в собственной семье ребенок, или взрослый человек должен постоянно прикладывать усилия, чтобы ему сказали, что он действительно любим и дорог, но для этого обязательно хорошо учиться, или слушать советы и приказы со стороны других, то, как минимум, низкая самооценка у такого человека – гарантированный результат.
Итак, если каждому из пяти перечисленных мной пунктов дать название одним словом, то последовательно получится следующее: зависимость, тирания, подавление, бойкот и манипуляция. Все эти причины могут, иногда, быть абсолютно не заметны не только для окружающих, но и для самих членов семьи. Но главное отличие семьи функциональной от дисфункционального заключается в том, что в первой люди живут, а второй, почти всегда, просто выживают. Поэтому независимо от того, появились проблемы в семье давно, или причиной стал карантин, но каждая семья, осознав для себя эти трудности, всегда может обратиться за помощью к психологам и другим профильным специалистам, чтобы найти выход из этого положения. И спасти от возможного распада не только свою семью, но и каждую отдельную её личность.
Благодарю за внимание!
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
Источник
Функциональная и дисфункциональная семья: что это значит
Психологическая наука также изучает не “счастливые семьи”, а здоровые (функциональные) и, соответственно дисфункциональные. Поэтому есть смысл остановиться именно на этом термине. Читатели наших статей могли заметить, что автор хочет определить “современную семья” с разных точек зрения и дать социо-психологическое определение термину “современная семья”.
Здоровая семья
У семьи есть функции, от которых очевидно не отвертеться – надо вести совместное хозяйство, надо растить детей, надо поддерживать любовные, уважительные отношения. У здоровой семьи все это получается хорошо. Вот какими признаками наделяет психолог В. Сатир функциональную семью (“Как строить себя и свою семью” М., 1992):
каждый член воспринимается как равный другим;
доверие, честность и открытость являются существенными;
внутрисемейное общение является конгруэнтным;
члены поддерживают друг друга;
каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
существенное место занимают традиции и ритуалы;
члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.
Иногда добавляются еще такие признаки:
1. Роли в такой семье выбираются, а не навязываются, семейная система гибкая и изменчивая с течением времени;
2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества);
3. Члены семьи знают, что они чувствуют. Они способны облечь свои чувства в слова и высказать их другим;
4. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся;
5. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;
6. Родители делают то, что говорят;
7. Ошибки прощаются, на них учатся;
8. Гибкие семейные правила, возможность их обсуждения; отсутствие “законов”.
9. Каждый член такой семьи имеет выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, поэтому и другие могут входить на территорию другого, но каждый может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой и с другими членами семьи.
Когда семья выполняет все свои функции — она может справляться с трудностями и переживать кризисы. И только совместно обсуждая проблемы, люди более гибко могут подстраиваться под обстоятельства, учитывая интересы и особенности каждого.
Дисфункциональная семья
Для лучшего понимания приведем определение дисфункциональной семья. Это закрытая семейная система, в которой присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Понятие «дисфункциональной семьи» ввели в психологию чтобы описать семьи, в которых нарушено выполнение супружеских, родительских, материальных и бытовых функций. Из-за этого возникают препятствия для личностного роста и самоактуализации каждого члена семьи. Дисфункциональная семья является фактором девиантного поведения подростков, а впоследствии и взрослых.
Дисфункциональная семья, по мнению российских психотерапевтов Марика и Эв Хазиных, характеризуется:
Изоляция семьи. Никто не ходит в гости.
Жесткостью и косностью правил и ролей. «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй», Чувства позволено проявлять только тем, кто в центре. Ребенок понимает, что высказывать эмоции небезопасно. Отрицательные эмоции накапливаются и замораживаются. Не умеют выражать горе, а соответственно и радость.
Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной. Не отделяется человек от его поведения. Дети берут вину родителей на себя.
Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»). Созависимое поведение.
Конфликтными взаимоотношениями, в том числе скрытыми.
Поддержанием видимости благополучия.
Полярностью суждений: «Все лжецы, мы — честные».
Абсолютизирование контроля главы семьи.
Другие психологи добавляют и такие признаки:
Также выделяются категории (типы) семей, которые находятся в «зоне риска», чтобы быть/стать дисфункциональной. Один и тот же семейный союз может одновременно входить в несколько из этих категорий:
Но почему люди выбирают партнера, с которым не получается построить здоровые отношения? Каковы мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях? Согласно некоторым исследователям эти мотивы следующие:
Дети в дисфункциональных семьях
Непродуктивная и эмоционально нестабильная семейная система в моменты стресса привлекает в конфликт третьих участников. Например, жена может вовлекать свою мать для разрешения конфликта с мужем, или муж может втянуть ребенка в спор с женой. Такие триады создаются для снятия напряжения и чувства тревоги, но не приводят к рациональным решениям, а вызывают еще большую тревогу (в отличие от пар-диад, где ведущая роль у диады муж-жена).
Дети в дисфункциональных семьях часто становятся на сторону одного из родителей в затянувшемся конфликте, тем самым отвергая другого. Жить в таком стрессе им тяжело, семья выступает как источник травматизации личности ребенка и становится причиной его психологических проблем. Подростки из дисфункциональных семей чувствуют стыд, страх, гнев и другие негативные эмоции, которые не осознают. Они испытывают трудности с доверием, часто врут, не уверены в себе, ищут одобрения, импульсивны. Некоторые свой подавленный гнев на родителей он выражает в школе, и его способ справиться – это буллинг, агрессия.
Ребенок, вырастая, понесет с собой этот набор представлений о том, какими должны быть отношения, даже если это семья дисфункциональная. Его собственная семья может развиваться по модели родительской, с теми же травмирующими ситуациями, но может пойти и по другому сценарию, если выросший ребенок проведет «ревизию» своего опыта и осознанно перестроит шаблоны поведения.
Симпсоны как визуальный нон-фикшн дисфункциональной семьи
«У меня такой ужасный брат, Он бьет меня каждый день.
А сегодня утром моя мать
Отдала мой последний пирожок.
Мой отец ведет себя так,
Как будто он живет в зоопарке.
Я самый грустный ребенок
Во втором классе!»
Сделать из дисфункциональной семьи здоровую трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения — дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или «фамильный порок». Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.
Если речь идет о выздоровлении целой семьи, а не отдельного человека, то без профессионального психолога не обойтись. Обычно проработка идет в формате семейных тренингов, на которых психолог с помощью игр и упражнений учит выстраивать коммуникацию, уважать границы друг друга. Упражнения для тренинга подбираются так, чтобы проработать доверие и развить эмпатию, научить всех членов семьи высказываться «я-сообщениями», давать друг другу поддержку и обратную связь. Вот примеры задач, которые стоят перед выздоравливающими членами семьи:
1-я задача: понимать разницу между тем, между здоровой и дисфунциональной семьей. Следует понять, что на этом этапе нормально иметь глубинные проблемы. Это помогает принять себя и избавиться от стыда, вины и роли, которые являются причиной саморазрушающего поведения. Выбор: либо выздоравливать, либо повторяться.
2-я задача: восстановление тонкого баланса между аффективной сферой и сферой мышления.
3-я задача: Восстановить историю детства, обсудить ее с другими (необходимо делиться болезненными воспоминаниями с другими, это снижает стыд, вину и другие болезненные эмоции, препятствующие дальнейшему личностному росту).
5-я задача: изменение стиля жизни. Проблема в том, что часто сознательное понимание собственных действий блокируется отрицанием и чтобы через это прорваться, надо составить список своих достоинств и недостатков, которые выработались в детстве и опираться на него для большего осознания собственных действий.
6-я задача: поиск нового поведения. Если человек вырос в дисфункциональной семье, он научился пользоваться паттернами поведения, которые неидентичный ему. Поэтому, когда человек обнаруживает стиль поведения, который действительно подходит ему, оно кажется естественным, легким, свободным. Но это может произойти только при освобождении от проблем детства.
Источник
Здоровые и дисфункциональные семьи: признаки, отличия, последствия
Корни многих наших проблем тянутся, как все мы знаем, из детства.
Неэффективные модели поведения, которые не дают нам построить крепкие отношения, реализовать себя во всех сферах жизни, неуспешность, да и просто ощущение себя неудачником – все это тянется за нами шлейфом.
Давайте рассмотрим некоторые признаки
здоровой (З.) и дисфункциональной (Д.) семьи,
а так же последствия для детей, в них выросших:
З. – доверие к себе, своим чувствам, другим членам семьи и к миру в целом.
Д. – недоверие, причем зачастую оно тотально. Человек постоянно сидит в психологической обороне и напряжении, ожидая от мира «засады» и подножки. В результате он боится сделать в своей жизни лишний шаг, рискнуть и как-то проявить себя.
З. – поддержка и помощь. Ребенка учат не только просить помощи, но и отдавать.
Д. – обвинение и наказание. Фраза «ты сам виноват» частый гость в таких семьях. Ребенок научается тому, что в сложных ситуациях он оказывается один на один со своими трудностями. А со временем и вовсе перестает обращаться за помощью, т. к. понимает, что это себе дороже – родители не только не помогут, но еще и добавят, чтобы «в следующий раз головой думал».
З. – терпимость к ошибкам, принятие их как необходимой части опыта. Это вытекает из предыдущего пункта. В здоровой семье взрослые понимают, что не ошибается тот, кто ничего не делает. У человека действующего и ищущего обязательно будут ошибки, и важно показать ребенку, как можно извлечь из них полезный опыт.
З. – через ошибки воспитывается ответственность. Родители постепенно расширяют эту зону, давая ребенку на себе испытать последствия своих поступков.
Д. – семью бросает из крайности в крайность: либо гиперопека, либо заброшенность ребенка и эмоциональная холодность по отношению к нему.
З. – открытость в общении. Ребенок будет услышан, даже если услышанное родителям не нравится. В этом случае они будут разбираться, почему это происходит.
Д. – закрытость. Родителям проще сделать вид, что ничего нет и не происходит, чтобы не сталкиваться со сложными чувствами ребенка. Проще приучить его не чувствовать и не доверять своим чувствам.
Д. – саботаж и манипуляции. В семье идет постоянная борьба и противостояние – один из членов семьи постоянно пытается другого заставить что-то делать (любыми путями), другой изо всех сил сопротивляется.
З. – потребности всех членов равноценны, услышаны и учтены.
Д. – потребности одних членов семьи важнее, чем у других. Бывают варианты, когда потребности кого-то из семьи постоянно и систематически игнорируются под любыми предлогами, которые подаются под видом заботы.
З. – прозрачность коммуникаций.
Д. – двойные послания. Например, мама говорит дочке, что она самая красивая, но при этом постоянно покупает ей мешковатую страшную одежду, приговаривая, что такую фигуру, как у дочки, надо прятать под балахоны. В результате дочка не знает, на какое из маминых посланий ей ориентироваться, и начинает внутренне метаться между ними.
З. – помощь и забота о членах семьи бескорыстная.
Д. – помощь «продается» или обменивается.
З. – уважение к физическим и психологическим границам каждого в семье. Ребенок научается уважать как свои, так и чужие границы.
Д. – постоянное посягательство на вещи и внутренний мир, которое оправдывается положением родителя: я мать/отец, я имею право. В итоге ребенок плохо понимает, где его «я», а где нет, и может быть перекос в поведении: либо он открывает границы всем подряд и в итоге попадает в весьма небезопасные ситуации, либо наоборот, закрывается и обрекает себя на одиночество.
З. – семейные традиции, которые закладывают у ребенка ощущение семьи, ощущение тыла и поддержки. В таких семьях высокое качество общения – ребенок чувствует, что его слушают и слышат. Он не опасается быть преданным своими же близкими.
Д. – частое слово, которое слышит ребенок в ответ на просьбу побыть с ним – «некогда». При этом родители находят время на компьютерные игры, встречи с друзьями и пр. Ощущение собственной уязвимости перед родителями, страх открыться им и быть потом преданным, т. к. рассказанный секрет может обернуться против самого ребенка.
З. – открытость к помощи извне в трудных ситуациях.
Д. – нельзя выносить сор из избы, внешне должна быть идеальная семья. И это сложный момент, т. к. во многих случаях дети в таких семьях, умалчивая о происходящем дома, не могут получить так необходимую им помощь и поддержку, чтобы справиться с травмирующими ситуациями, которые неизбежны в дисфункциональных семьях.
З. – открытое выражение любви, телесный контакт.
Д. – невозможность открыто выражать свою любовь. По сути, в таких семьях любви как таковой и нет, есть только функциональная забота. Поэтому детям сложно в таких условиях – внешне о нем заботятся, кормят-поят-одевают-лечат-учат. Но внутри он чувствует, что это не то, что тело вроде одето и сыто, а вот душа не согрета, нет ощущения дома, семьи, поддержки.
В семье могут присутствовать все признаки из перечисленных, а может только часть.
Ребенок, вырастая, понесет с собой этот набор представлений о том, какими должны быть отношения, даже если это семья дисфункциональная. Его собственная семья может развиваться по модели родительской, с теми же травмирующими ситуациями, но может пойти и по другому сценарию, если выросший ребенок проведет «ревизию» своего опыта и осознанно перестроит шаблоны поведения.
Источник