3 главных признака композиции

ФОРМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИИ

Художники, страстно бьющиеся над своим очередным шедевром, в сотый раз изменяя цвет и фор­му, добиваясь совершенства работы, иногда с удивлением обнаруживают, что их палитра, где они просто смешивали краски, оказывается тем самым сверкающим абстрактным полотном, которое без всякого предметного содержания несет красоту.

Случайное сочетание красок сложилось в композицию, которая заранее не планировалась, а воз­никла сама собой. Значит, все-таки есть сугубо формальное соотношение элементов, в данном слу­чае красок, которое производит ощущение порядка. Можно назвать это законами композиции, но в отношении к искусству не хочется применять это жесткое слово «закон», не допускающее свободно­го действия художника. Поэтому назовем эти соотношения признаками композиции. Их много, но из всех признаков можно выделить наиболее существенные, абсолютно необходимые в любой органи­зованной форме.

Итак, три главных формальных признака композиции:

— подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распа­дается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак компози­ции. Целостность нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит; это ощущение слож­нее, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение эле­ментов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Целостность — внутреннее единство композиции.

Целостность по отношению к раме

Целостность общего пятна

Целостность внутри деталей изображения

Целостность общего пятна

Целостность внутри деталей изображения

1.2. ПОДЧИНЕННОСТЬ ВТОРОСТЕПЕННОГО ГЛАВНОМУ (НАЛИЧИЕ ДОМИНАНТЫ)

В театре принято говорить, что короля играет не король, а его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр. Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепен­ные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смыс­ловой центр композиции. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геомет­рическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближ­нем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к куль­минации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.

Фокус композиции определяет всю картину.

1.3. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ (СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ)

Непростое это понятие, хотя, на первый взгляд, ничего сложного здесь нет. Уравновешенность композиции по определению связана с симметрией, но симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, как данность, поэтому здесь не о чем говорить. Нас интересует как раз та композиция, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции в совершенно конкретной ситуации.

Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в оп­ределенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем мень­шего размера может быть уравновешивающее пятно.

Уравновешенность — основа гармонии в произведении.

Особое внимание приходится уделять уравновешенности в динамических композициях, где худо­жественная задача заключается как раз в нарушении, уничтожении равновесного покоя. Как ни стран­но, самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно при­крыть часть картины — и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, неза­конченной.

Уравновешенность. Взаимодействие пятна и поля

Источник

Лекция по композиции «Теория и виды композиции. Основные понятия.»

Тема 1. Теория и виды композиции. Основные понятия.

Основные понятия и термины по теме:

Виды композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Основные элементы композиции: точка, линия, пятно, плоскость, объём. Формальная композиция, приёмы, средства, законы, правила композиции. Художественно-образный замысел, доминанта, целостность. Симметрия, асимметрия, осевая (зеркальная) симметрия, центральная симметрия. Ось и центр симметрии.

Читайте также:  Первые признаки отравления у щенка

План изучения темы

Практическая работа №1 (задание 1).

Сообщение нового материала.

Композиция (от латинского compositio ) – означает составление, соединение и взаимное расположение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. (Композиция романа, симфонии, картины, орнамента).

В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам. Архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная). Живописи свойственна живописно-плоскостная, скульптуре – объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая композиция.

Рассмотрим 3 основных вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную.

Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. К ней относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Условия, от которых зависит сохранение фронтальности композиции:

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

3) Зависит от характера элементов по глубине.

4) Фактурность поверхности, цвет.

Рис. 1. Фронтальная композиция

Эта композиционная форма входит в трехмерные виды искусств – скульптуру, керамику, архитектуру. Ее отличие состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Объемная композиция включает в себя новое качество – протяжность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.

Рис. 2 Объемная композиция.

Пространство формируют архитекторы и в какой-то степени дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и эстетики, которые используют архитекторы, не является прямой задачей изобразительного искусства, но пространственная композиция становится объектом внимания художника в том случае, если она строится из объемных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве.

Рис. 3. Пространственная композиция

Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная композиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.

Основные элементы: точка, линия, пятно, плоскость, объём.

Первым основанием воздействия живописи на человека, как считал Леонардо да Винчи, является точка, вторым – линия, третьим – поверхность, четвёртым – тело, которое одевается поверхностью.

У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот).

Классификация свойств пятен:

Физические: величинные (размеры и пропорции)

Пластические (форма и структура)

Свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)

Субъективные элементы: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

Сущность понятия «гармония»

Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия «формальность»

Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

— характеристики и свойства элементов композиции

— через структурную организацию элементов композиции.

Есть 3 главных формальных признака композиции:

Это внутреннее единство композиции. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Основными принципами композиции, обеспечивающими достижение их композиционной целостности, являются: единство целого и частей формы; соподчиненность элементов формы; уравновешенность элементов формы; соразмерность элементов формы.

2. Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты.

Центр (фокус) композиции определяет всю картину.

3. Уравновешенность – основа гармонии в произведении.

Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.

Читайте также:  Признаки краснухи у взрослых симптомы фото лечение

Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов.

Симметрия и асимметрия

Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия.

Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии − зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая.

Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.

Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практическая работа №1

На листе формата А-4 начертить 6 квадратов размером 60Х60 в карандаше. Это будет чистовик для последующих шести заданий.

Выполнить центрально-симметричную композицию из линий.

Создать правильно построенную композицию из простых геометрических форм или форм, приближенных к ним.

Найти оригинальное пластическое решение.

Композиция должна быть центрально симметричной и состоять только из линий.

Поисковые варианты выполняются в карандаше (7 – 9 шт.), затем выбранный вариант размещается в первом квадрате на листе формата А4.

Работа должна быть очень аккуратной, линии чётко прорисованы.

Обязательно использовать чертёжные инструменты в работе.

Материал: чёрная тушь, глеевая ручка.

Рис. 4. Образцы выполнения задания №1(работы студентов 1 курса)

Задания для самостоятельного выполнения

Выполнение поисковых набросков композиции (5-7 штук).

Форма контроля самостоятельной работы:

Устный опрос, проверка практической работы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

Что такое композиция?

Назовите элементы композиции.

По каким геометрическим схемам может строиться композиция?

Чем отличается формальная композиция от сюжетно-тематической?

Назовите виды композиции.

Что такое доминанта?

Расскажите о целостности композиции.

Какая основная черта симметричной композиции?

Какая бывает симметрия?

Чему уделяется особое внимание в асимметричной композиции?

Источник

Основные признаки композиции

Создать художественное произведение невозможно без использования композиции, без приведения к гармонии всех ее элементов. Базовые признаки композиции являются важными средствами отражающими правильность построения композиции.

Под композицией принято понимать целенаправленное построение целого, в котором расположение и взаимосвязь элементов обуславливается идеей, общим содержанием, назначением и гармонией целого. Полностью готовое произведение также часто называют композицией, к примеру, музыкальное произведение, произведение живописи и др.

Слово композиция в переводе с латинского языка обозначает сочинение, составление, взаимосвязь. Перечисленные значения также заложены в современное понимание композиции. Когда говорят о композиции, то всегда имеют ввиду некоторую целостность, присутствие сложного строения, которое содержит противоречия, приведенные к гармоническому единству за счет четких связей между всеми элементами.

Таким образом, композиция является способом организации некоего материала искусства. В нашем случае под материалом понимается не только физическая масса – гранит, краски, слова и прочее, но и сам сюжет, натура, идея, — словом все, что творчески преобразуется и создает художественное произведение в его законченной форме.

Расположение этого материала по канонам художественного построения называют формой произведения. В понимании формы это не физическое воплощение в какую-то оболочку. Форма раскрывается через активное начало преобразования материала.

Композиция выступает в качестве способа художественного построения формы – законченного художественного произведения. Без четкого осмысления композиционного построения невозможно выносить суждения о произведениях, тем более создавать их.

Выстраивая композицию, приводится в гармонию форма, а это позволяет обогатить содержание и повысить ценность всего произведения. Композиция выступает как категория содержания и как категория формы. Поэтому через композицию проявляется целостное единство содержания и формы.

Примеры расположения элементов композиции

Чтобы освоить основы композиции необходимо уметь вычленять и изучать средства композиции. Основная задача – посмотреть на саму композицию со стороны формальной структурированной организации материала, сделать анализ связей и отношений, которые неизбежно образуются среди элементов формы в ходе созидания. Но сначала, следует выяснить, в чем же выражается композиционное построение и какими отличительными признаками оно обладает?

Признаки композиции

Рассмотрим признаки композиции, которые заложены в ее основу:

Принципы композиции

Мы рассмотрели признаки композиции. Эти признаки являются зримым проявлением самых важных принципов композиции, которые заложены в основу. К ним относят следующие:

Данные принципы исходят из естественных факторов, из того, как воспринимает человек реально существующую действительность и из стремления к познанию, в искусстве как в механизме освоения окружающей действительности и как форму общественного сознания.

Читайте также:  Растяжение у кота признаки

Более детально принципы композиции рассмотрим позднее в следующих статьях.

Источник

КОМПОЗИЦИЯ.

В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.

В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.

Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:

1) поиск темы произведения;

2) определение идеи картины;

3) выбор сюжета;

4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;

5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;

6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;

7) определение изобразительного языка и стилизации;

8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;

9) усиление смыслового и композиционного центров;

10) характер и количество деталей и т. д.

4 основных закона композиции:

Правила композиции:

5). Расположение главного на втором плане.

Приёмы композиции:

+ вертикали и горизонтали;

+ контраста:

+ диагоналей (для передачи движения);

+ статики-динамики;

+ равновесия частей;

+ “золотого” сечения;

+ передачи пространства;

+ передачи впечатления монументальности и т.д.

В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.

1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.

2). Композиция в искусстве Древнего Востока.

3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.

4). Композиция в Древней Греции.

Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.

5). Композиция в эпоху Средневековья.

Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.

6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.

Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).

Источник