23 укажите признак не характеризующий должностное лицо

Понятие и признаки должностного лица

Большинство преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления совершается должностными лицами. Развернутое понятие этих субъектов дано в ч. 1 примечания к ст. 285 УК.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях. Исходя из данного определения должностное лицо должно обладать хотя бы одним из следующих признаков:

1. Представитель власти, т. е. лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники МВД, прокуратуры, суда, таможенных и налоговых органов, Государственной Думы, санитарных, пожарных и иных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п.

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе. Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения. К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п.

3. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Подобными функциями наделены начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами и т. д.

Любое должностное лицо наделено публично-правовыми властными полномочиями. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•<чэрый был использован при совершении преступного деяния.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях. Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы, доверенности и т. п.).

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, Проведение занятий, прием зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т. е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т. п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК К сожалению, в судебной практике были случаи осуждения референтов за должностные преступления. Так, за получение взятки «1)ыл в свое время осужден консультант Л. И. Брежнева Бровин.

В ряде составов, входящих в анализируемую главу, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта, — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления. Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим лицам относятся, в частности, Президент России, Председатель федерального Прави-teльcтвa, председатели палат Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, губернаторы, председатели Дум субъектов Федерации, председа-

тели палат представителей и т. д. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы все должности в государственных органах подразделяются на категории «А», «Б», «В», перечень которых дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. Лица, занимающие государственные должности России и субъектов ее Федерации, перечислены в категории «А» Реестра.

№48 злоупотребление должностными полномочиями

Источник

Признаки, виды и понятие должностного лица в уголовном праве

Должностное лицо – это общее понятие, имеющее свои особенности и индивидуальные характеристики в зависимости от аспектов, в которых оно рассматривается. При этом понятие должностного лица в уголовном праве отличается своими нюансами. Связано это с тем, что совершение преступления простым субъектом – человеком без особых признаков, становится покушением на один объект. Преступление, совершенное должностным лицом, – покушение не только на основной объект, но и на отношения власти, соподчинения и иерархии, что более опасно по природе своей. Поэтому рассмотрим, что понимается под должностным лицом.

Читайте также:  На какие признаки подразделяется юридический критерий невменяемости

Понятие в уголовном праве России

В примечании к статье 285 Уголовного Кодекса России указывается, что под должностным лицом понимается человек (именно физическое лицо), который временно или на постоянной основе осуществляет полномочия представителя власти по специальному представлению. Понятие должностного лица в уголовном праве включает в себя возможность выполнения организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельности. Среди органов власти, в которых может действовать такое определение, есть органы местного самоуправления, государственной власти, муниципальные объединения, учреждения, корпорации, Вооруженные Силы России или другие военные формирования, что действуют в нашем государстве.

Признаки должностного лица

Признаки должностного лица в уголовном праве выделяются, исходя из определения. Они отражают сущность и особенности этой категории служащих:

Особенность рассматриваемого института заключается в том, что его признаки и проводят черту между видами должностных лиц. Все вышеперечисленные признаки не только выделяют особенности, но и формируют принципиально новые институты, входящие в один, именуемый должностным лицом.

Представители власти: классификация

Как отмечено выше, понятие должностного лица в уголовном праве предусматривает наличие такой составляющей, как представитель власти. То есть к нему относятся люди, наделенные компетенцией по осуществлению функций органов судебной, представительной властей и законодательной. Сюда же относятся сотрудники любых правоохранительных органов или органов, осуществляющих контроль и надзор. Основной особенностью является право принимать решения, исполнение которых обязательно не только для тех, кто находится в подчинении должностного лица, но и для всех граждан, независимо от того, работают они в той или иной структуре или нет.

Представитель власти является первым из двух видов должностных лиц в уголовном праве. Вторым является лицо, у которого есть специальное полномочие или разного рода функции, описанные далее.

Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.

Организационные и распорядительные полномочия

Вторым структурным звеном понятия должностного лица в уголовном праве является исполнение разного рода функций, разберем их более подробно.

В данную категорию входят люди, которые руководят коллективом органа власти на любом уровне или другими людьми, находящихся в непосредственном подчинении. При этом организационные функции подразумевают решение кадровых вопросов, определение трудовых функций, наложение взысканий за нарушение дисциплины и иное. Сюда будет входить принятие решений, которые имеют юридическое значение и повлекут за собой последствия. Например, выдача листа о временной или постоянной нетрудоспособности, установление факта инвалидности и определение ее степени, выставление оценок на экзамене.

Например, директор школы, ректор какого-либо института, руководитель учреждения, работники медицинских или социальных служб.

Административные и хозяйственные компетенции

Понятие должностного лица в уголовном праве имеет многогранное значение, мы раскрыли лишь два аспекта. Перейдем к третьему, который так же включает исполнение функций. К административно-хозяйственной деятельности относятся распределение имущества, денег в любом виде, принятие решений о размере и периоде начисления заработной платы, отпускных выплат, пособий. Все действия, которые направлены на контроль за движением имущества, ценностей или денег относятся к данному виду полномочий.

Яркими примерами будут являться заведующие складами, бухгалтера, начальники стипендиального, финансового отдела, заведующие базами и т. п.

Специальное полномочие

Раскрывая определение должностного лица в уголовном праве, мы упомянули о специальном полномочии (или специальном представлении). Под ним понимается возложение обязанностей и прав должностного лица законом или локальным нормативным актом. То есть не допускается ситуация, когда один человек назначил другого начальником и даровал ему полномочия. Все четко регламентируется законодательством, в котором прописывается порядок и сущность той или иной должности. Специальное полномочие также может даваться распоряжением вышестоящей инстанции. Процедура практически всегда распространяется на конкретный период времени либо используется одноразово. Это прописывается в нормативном акте.

Например, преподаватель, который участвует в аттестационной или квалификационной комиссии, или врач, который заседает в комиссии, присваивающей инвалидность. Также примером должностного лица со специальным полномочием считаются присяжные заседатели.

Охарактеризовав все структурные части, мы дали полноценное понятие должностного лица в уголовном праве РФ. Для сравнения рассмотрим данный институт в уголовном праве Республики Беларусь.

Кто такое должностное лицо в праве РБ?

На территории Республики Беларусь действует закон, который называется «О борьбе с коррупцией», именно в нем и дается характеристика основным понятиям. К ним относятся коррупция, должностное лицо, субъекты коррупционных правонарушений и другие.

Остановимся более подробно на понятии должностного лица в уголовном праве РБ. Понятие, данное в вышеуказанном законе, распространяется на уголовно-правовое поле. Под должностным лицом понимается человек, который временно, постоянно или же по специальному полномочию осуществляет функции, аналогичные описанным выше. Еще сюда относятся категории граждан, которые могут отдавать распоряжения, приказы, указания лицам, не находящимся от них в прямой зависимости. По большому счету продублировано понятие, прописанное в российском уголовном законодательстве, то есть никаких принципиальных изменений нет.

Читайте также:  Как по научному сказать смех без причины признак дурачины

Категории должностных лиц в Республике Беларусь

Должностное лицо в уголовном праве РБ подразумевает несколько категорий, которые в совокупности образуют полноценный институт. Каждая из этих категорий отдельная и не зависит друг от друга:

Отметим особенность уголовного права этого государства, которая заключается в том, что граждане иностранных государств находятся в общем списке: они не облекаются в особенную группу, отличную от других. Под ними же понимаются и те люди, которые активно работают в международных органах. В российском уголовном праве эта категория исключена из общего понятия должностного лица, которое дано в Уголовном Кодексе. Это указывает на особенности каждой системы законов.

Источник

Признаки и понятия должностного лица.

Учитывая такие особенности, следует отметить, что должност-

ное лицо – это гражданин (постоянно или временно либо в соответ-

ствии со специальными правомочиями), осуществляющий функции

исполнения властных полномочий либо выполняющий организаци-

онно-распорядительные или административно-хозяйственные

функции в государственных органах, органах местного самоуправ-

ления, государственных, муниципальных и иных учреждениях и

организациях, обладающий публично-правовым статусом и хотя бы

минимальной возможностью приводить в действие принудитель-

ный механизм правообеспечения.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях. Исходя из данного определения должностное лицо должно обладать хотя бы одним из следующих признаков:

1. Представитель власти, т. е. лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники МВД, прокуратуры, суда, таможенных и налоговых органов, Государственной Думы, санитарных, пожарных и иных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п.

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе. Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения. К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п.

3. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Подобными функциями наделены начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами и т. д.

Любое должностное лицо наделено публично-правовыми властными полномочиями. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функ-

§ 3. Понятие и признаки должностного лица_________________755

ции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•<чэрый был использован при совершении преступного деяния.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях. Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы, доверенности и т. п.).

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, Проведение занятий, прием зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т. е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т. п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК К сожалению, в судебной практике были случаи осуждения референтов за должностные преступления. Так, за получение взятки «1)ыл в свое время осужден консультант Л. И. Брежнева Бровин.

В ряде составов, входящих в анализируемую главу, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта, — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления. Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим лицам относятся, в частности, Президент России, Председатель федерального Прави-teльcтвa, председатели палат Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, губернаторы, председатели Дум субъектов Федерации, председа-

Читайте также:  Признаки бронхит у ребенка 3 лет

756_________Глава 20. Преступления против государственной власти

тели палат представителей и т. д. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы все должности в государственных органах подразделяются на категории «А», «Б», «В», перечень которых дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. Лица, занимающие государственные должности России и субъектов ее Федерации, перечислены в категории «А» Реестра.

Виды должностных лиц.

Можно квалифицировать должностных лиц:

Смирнов В.К. считает признаком должностного лица обладание распорядительно-дисциплинарной властью. Должностное лицо имеет следующие признаки:

1) обязанность организовывать процесс производства, создавать нормальные условия труда, обеспечить контроль над мерой труда и потребления, а также надлежащую трудовую дисциплину;

2) полномочия по утверждению локальных норм;

3) наличие ответственности за исполнение своих обязанностей.

Административно-правовой статус должностных лиц не является неизменным, он укрепляется вместе с развитием государства, одновременно с совершенствованием правового регулирования общественных отношений.

Источник

105.Понятие и признаки должностного лица.

1 группа. Характер выполняемых ф-ций.

1) представителя власти. Это д.б. ДЛ правоохр.о или контролирующего органа, или иное ДЛ лицо наделенное в устан. законом порядке распорядит. полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

2) организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

3) административно-хозяйственные функции. контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для ДЛ обязательно совершение действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

2 группа. Правовые основания наделения ДЛ соотв. ф-циями.

1) постоянное выполнение ф-ций (закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность)

2) выполнение этих функций временно занимая должность. Это должно быть соответствующе оформлено.

3) выполнение функций ДЛ по специальному полномочию, не занимая постоянно или временно должность в органах, учреждения и т.д.

А) разовое, однократное поручение (н-р: по доверенности лицо выполняет не будучи ДЛ, конкретное поручение представителя власти, А-Х функцию.

Б) спец. полномочие выдано на определенное время (н-р: присяжные заседатели, практика, стажеры следователя прокуратуры.

3 Группа. По месту выполнения функций:

Закон называет 4 таких места и соответственно 4 категории ДЛ:

1. выполнение данной функции в гос. органах и органах Местного Самоуправления.

4. Это вооруженные силы РФ, др. войска– это все виды и роды войск и органы их управления и воинские формирования.

106.Злоупотребление должностными полномочиями и его отличие от дисциплинарного правонарушения.

Объект: отношения в сфере законного функционирования гос., мун. органов, гос. мун. учреждений, гос. корпораций, вооруженных сил и др. войск и воинских формирований.

Объективная сторона 3 обязат признака:

3. Вопреки интересам службы – это либо когда нарушаются правила, порядок, процедура выполнения служебных полномочий, либо когда совершение деяния не вызывалось служеб. необх-ю и объективно противоречит целям и задачам деятельности соответствующих органов, учреждений.

Бездействие в данном случае называется ПОПУСТИТЕЛЬСТВОМ.

Последствия- это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Субъективная сторона: умышленная форма вины. Умысел прямой или косвенный.

Содержание— лицо сознает, предвидит, желает (либо не желает, и безразлично относится)

Корыстная заинтер-ть- это стремление лица получить для себя или для др. лиц выгоду имущест. характера, либо освободится от обязательств материального характера

Ответственность с 16 лет

Ч.3 ст. 285- повлекшие тяжкие последствия – понятие оценочное (пример : крупные аварии, значительный материальный ущерб, причинение смерти по неосторожности, самоубийство)

107.Превышение должностных полномочий, формы и составообразующие признаки.

Объект: отношения в сфере законного функционирования гос., мун. органов, гос. мун. учреждений, гос. корпораций, вооруженных сил и др. войск и воинских формирований.

1) состоит в совершении общественно опасных действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица. Для превышения характерно совершение действий:

а) входящих в компетенцию ДЛ данного ведомства;

б) входящих в компетенцию ДЛ другого ведомства;

в) которые могли быть совершены только коллегиально;

г) хотя и входящих в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином НА условии.

Все формы превышения должны явно (очевидно) выходить за пределы предоставленных ДЛ полномочий.

2) Обязательным признаком являются преступные последствия.

Субъективная сторона: умышленная форма вины. Умысел прямой или косвенный

Квалифицированный состав превышения (ч. 2) может быть вменен только:

а) лицу, занимающему государственную должность РФ;

б) лицу, занимающему государственную должность субъекта РФ,

в) главе органа местного самоуправления.

(ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 статьи, если они совершены:

Источник