2 сущность и структура морали поступок и его признаки

Сущность и структура морали

Мораль – исполнение божественных устремлений, как опыт житейских мудростей, школа воспитания, средоточие человеческих трудодеятелей, высшая удовлетворенность индивида своим поведением, возвышенное служение чести, непререкаемые исполнения долга, инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, требования общественной пользы, обречение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, средства обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, следования голосу совести, путь достижения высшего смысла человеческой жизни и т.д.

1.Моральная деятельность. Это важнейший и определяющий компонент морали. Моральная деятельность проявляется в поступках. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Гегель). Поступок включает 3 компонента: мотив или мотивация, результат, оценка – соотнесение с его социальной значимостью. Поступок может быть моральный, аморальный, внеморальный (не влияет на общественные отношения).

2.Моральные (нравственные) отношения – это те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные или аморальные поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного и объективного. Субъективное – это те социальные факторы, прародителем которого является сама личность – это побуждения, интересы, чувства индивидов. Под объективном мы понимаем нормы, идеалы, права, обычаи и другие социальные факторы с которыми индивидам приходится считаться и имеют императивный характер. Вступая в моральные или нравственные отношения люди добровольно возлагают на себя моральные обязательства, и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи любому здоровому обществу.

Три уровня нравственных отношений в служебном коллективе:

1)Субординированное (отношение между начальником и подчиненными).

3.Моральное сознаниевключает в себя познание, знание, волевое побуждение, оказывает определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения.

В структуру морального сознания входит моральное самосознание, самооценка.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития и прежде всего в потребности регуляции общественной жизни людей и их отношений между собой.

Моральное сознание, так же как и моральное знание носит обязательный характер.

Моральное сознание может быть истинным или ложным. Это можно понять на практике.

Соотношение морального и религиозного сознания.

Вывод: отнесение поступков и отношения к неморальным поступкам носит условный характер. Через нравственную деятельность и через нравственные отношения человек осознает интересы других людей в коллективе и в обществе в целом, именно они вырабатывают в сознании образцы поведения образующие в своей совокупности систему ценностей. Все они базируются на основном нравственном требовании ( твори добро и не делай зла), золотое правило нравственности – не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе.

Источник

Структура морали. Поступок и его признаки

Постановка цели и ее мотивация влекут за собой поиск адекватных средств, что составляет самостоятельную, достаточно сложную проблему; о которой речь пойдет в следующем параграфе. На основании всего этого принимается решение, как бы подводящее итог деятельности сознания и закрепляющее предполагаемую стратегию поведения.

Далее события разворачиваются в практической реальности, вносящей свои коррективы, поскольку, в отличие от изменчивых движений души, действие (или бездействие, которое тоже можёт оказаться нравственным актом) приобретает необратимый характер. Его результат и последствия вновь активизируют работу морального сознания, выражающуюся в оформлении самооценки, далеко не всегда совпадающей с вердиктом общественного мнения.

Такая структура поступка представляет собой схематизированную модель, безусловно, упрощающую противоречивые уникальные акты «живой» нравственной деятельности. Кроме того, она статична, локальна и элиминирует волевые, чувственные и подсознательные компоненты, пронизывающие все слагаемые поступка. Тем не менее, теоретический анализ такого рода позволяет обнаружить нечто общее в многоцветной конкретике отдельных поступков и лучше рассмотреть такую грань морали, которую условно называют нравственной деятельностью.

Выделение такого условного структурного компонента морали как нравственное сознание позволяет анализировать ее в качестве совокупности определенных понятий и представлений. Как нравственная деятельность и нравственные отношения являются особыми «срезами» человеческих деятельности и отношений вообще (рассмотренных под углом зрения морали), так и нравственное сознание есть особая сфера человеческого сознания, обладающая целым рядом специфических характеристик. Главными из них можно считать абстрактность (требования нравственного сознания существуют в форме безличного долженствования); универсальность (требования морального сознания формулируются как универсальный закон, перед которым равны все); наличие в любых проявлениях нравственного сознания антитезы должного и сущего; ценностный способ обоснования должного.

В логическую структуру морального сознания входит достаточно большое количество понятий, которые субординируются по-разному, в том числе с помощью сложных, многоуровневых систем классификации. В качестве опорных понятий, фундирующих сферу морального сознания и отражающих его главные феномены, выступают следующие: нормы, кодексы, качества, принципы, категории, идеалы.

Норма является простейшей формой нравственного требования, предписывая или запрещая поведение определенного типа («не кради», «не лги» и т.п.). Кажущаяся легкость исполнения императивов такого рода не исключает, конечно, их проблематичности в конкретной ситуации (например, следование норме «не убивай» в военное время), тем не менее, понятие «нравственное качество» в логической структуре морального сознания выглядит более сложным образованием. Отражая полярность морального мира, оно включает в себя два других: «добродетель» и «порок». Понятно, что тем самым предписывается культивирование добродетелей и отвержение пороков. В отличие от нормы, на этом уровне не фиксируются, конкретные предписания или запрещения определенных действий, поскольку обладающий добродетелями человек способен самостоятельно принимать решения. Еще более обобщенно моральное сознание выражает себя в понятии «нравственный принцип», обозначая в нем такую стратегическую установку, которая может выступать критерием измерения частных моральных феноменов и, наконец, наиболее абстрактный и сложный слой морального сознания связывается с понятием «нравственный идеал», синтезирующим представления о «морально высшем».

К основным категориям этики, отражающим наиболее сложные и значимые феномены морального сознания, обычно относят такие понятия: добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Их также можно классифицировать различным образом. Поскольку эти понятия касаются самых важных аспектов нравственного бытия и, соответственно, занимают особое положение в пространстве этического знания, они нуждаются в специальном рассмотрении.

Многомерность морального сознания не позволяет исчерпать его с помощью описания одного или даже нескольких, категориальных рядов. В зависимости от возникающей задачи, можно разворачивать его понятийный ряд в том или ином направлении, реконструируя различные грани и оттенки нравственного мира. Поэтому, а также потому, что структура сознания подвижна и изменчива, создать строгую, однозначную классификацию понятий, ее отражающих, не представляется возможным.

Регулятивное значение чувств чрезвычайно велико, часто превышая авторитет разума и, тем более, простого здравомыслия. Понятно, что моральная деятельность предполагает контроль разума над страстями, однако разумное восприятие мира служит как бы промежуточным, хотя и обязательным этапом в формировании невыразимо сложных нравственных интенций, способных преодолевать ограниченность исключительно рационального отношения к действительности.

Сбалансированность рациональной и эмоциональной сторон придает сознанию устойчивость и гармонию, своеобразным проявлением которых является моральная интуиция. Представляя собой некое синкретическое единство размышлений и чувств, возникающее на определенном этапе нравственного развития личности, моральная интуиция способствует быстрому принятию решения в таких ситуациях, где процедура рациональной мотивации по каким-либо причинам затруднена.

Намеченные «опорные точки» структурно-функционального аспекта этического знания позволяют осуществлять теоретический анализ морали, выясняя ее общие фундаментальные характеристики и абстрагируясь от релятивности конкретных проявлений. Для понимания сложной диалектики общего и особенного, изменчивости и устойчивости в морали необходимо обратиться к рассмотрению особенностей ее исторического развития.

Источник

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

Сущность морали. Мораль является многогранным явлением жизни человека.

1) Это сфера межличностных отношений, которые надо отличать от социальных отношений, где люди выступают как носители интересов различных социальных групп.

2) Совокупность норм и принципов, регулирующих межличностные отношения.

3) Сфера внутреннего мира личности, которая определяет ее поступки и жизненные цели.

Общее определение: мораль – выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми. В определении выделяются содержательная (ценностная) и формальная (нормативная) стороны морали. Мораль выражает представление о человечности. Она предполагает добровольно налагаемое на себя требование неэгоистического, доброжелательного отношения к другому человеку. Мораль есть выход за пределы прагматического отношения к людям (поиска личной выгоды). Но она и не требует отказа от личного интереса.

Читайте также:  Ch3cooh cuo признак реакции

Общественная жизнь не может быть приведена в гармонию на биологическом уровне. Вступают в действие другие регуляторы – традиции и обычаи, право, мораль.

Мораль соотносит сущее с должным. Поэтому она всегда предполагает трансцендирование. Оценка действительности с позиции идеала требует выхода за границы единичного, изменчивого и повседневного опыта.

Этикет – ритуальная форма морали, совокупность предъявляемых к общению формальных требований.

Мораль как регулятор отношений. Представление о морали как регуляторе социальных отношений сложилось в рамках социологических концепций. Как и институт права, мораль нормативна. В качестве источника санкций за нарушение моральных норм могут послужить совесть индивида или общественное мнение. Важность морали как регулятора определяется тем, что она регулирует более широкое поле отношений, чем право, ограничивает эгоистические интересы.

Противники этой позиции оставляют статус регулятора за правом, указывая на отсутствие реального механизма влияния морали на социальные отношения. Общественное мнение в качестве источника санкций слишком изменчиво, и само может находиться вне морали под давлением иных ориентиров (экономических, политических, идеологических). Социальные отношения прагматичны, определяются интересами социальных групп, и возможности морали влиять на них крайне ограничены. Как и возможности влиять на политику, экономическую деятельность. Сторонники этой позиции считают, что действенный регулятор должен быть институционален и иметь реальные механизмы влияния на поведение людей. Мораль же демонстрирует людям идеал, оставляя за ними свободу выбора. Поэтому же не следует воспринимать мораль как тяжелое самоограничение, самопожертвование. Она помогает определиться с жизненными целями, справиться с разрушительными эмоциями и желаниями. Она помогает выстроить гармоничные отношения с окружающими. В этом качестве она не ограничивает, а расширяет возможности человека, раскрывая перспективы индивидуального совершенствования и бесконечный мир социальных связей.

Другие социальные регуляторы воздействуют на поведение извне, без свободного оценивания и выбора индивида. Так исполнение традиций предполагает принятие готовых образцов поведения. Традиционный образ жизни требует их некритичного принятия, освобождая от необходимости индивидуального выбора, а, значит, и личной ответственности. Человек может покинуть традицию, например, если считает ее безнравственной. Но этот поступок переводит человека из поля традиции в поле морали.

Нравственный поступок – это всегда результат личного и свободного выбора на основе собственных убеждений. Мораль требует личностного принятия, осознанного согласия субъекта. При этом личные убеждения могут противостоять внешним, социальным установкам. Это доказывает, что моральная регуляция идет изнутри, а не извне.

Человек может следовать традициям или законам, внутренне не соглашаясь с ними. Это не снижает ценность его поступков. Но если человек следует нравственным нормам, не принимая их свободно, а только из страха перед общественным мнением, такие поступки не признаются нравственными. С исчезновением внешнего контроля такое поведение перестает ориентироваться на нормы. Морален тот, у кого сформирован внутренний механизм контроля поведения на основе признанных обществом норм и ценностей.

Мораль регулирует и подвергает оценке только те сферы человеческой жизнедеятельности, где есть коммуникация людей. Познавательная субъект-объектная деятельность остается вне поля морали, пока результаты или методы познания не касаются коммуникации. (2*2=4 – это не добро и не зло, но знанием можно принести благо или вред людям).

Регулируя коммуникации, мораль влияет не только на отношение к Другому, но и на отношение к себе, как участнику коммуникации.

В качестве одной из сторон коммуникации человек может воспринимать природу, Бога. В этом случае моральной регуляции подвергаются и эти отношения.

Диалектика абсолютного и относительного в морали. Доказывая относительность морали, обычно приводят в пример многообразие и изменчивость реальных нравственных практик. Но следует различать нравы, как реальную практику отношений, и мораль, как представления об идеальных отношениях. За разнообразием нравов скрывается инвариантное содержание морали.

В рамках единой моральной культуры могут существовать различные этосы – субкультуры. Принято выделять мещанский (буржуазный), героический, монашеский, воинский, рыцарско-аристократический этосы.

Структура морали включает нравственное сознание, нравственную деятельность (поведение, ядром которого является поступок), нравственные отношения.

Нравственное сознание в широком смысле включает в себя:

2) Моральные привычки – образцы поведения, доведенные до автоматизма (простейшие, повторяющиеся ситуации);

3) Моральная интуиция – способность принимать решения без рефлексии, на основе имеющегося опыта (в сложных ситуациях – быстрое интуитивное решение);

4) Моральные чувства – разнообразие эмоций, которые можно разделить на положительные (радость) и отрицательные (страдания)

Нравственная деятельность в узком смысле – это деятельность, мотивированная исключительно моральными побуждениями (исполнение долга, служение ценностям, воспитание и самовоспитание). В широком смысле любая деятельность, преследующая любые цели, обладает свойством моральности, может получить соответствующую оценку.

В процессе нравственной деятельности возникают нравственные отношения, которые также могут рассматриваться в узком и широком смысле.

Моральные нормы. По форме мораль представляет собой совокупность норм. Содержательно она есть совокупность ценностей. Нормы предписывают осуществлять в деятельности те или иные ценности. Но сформулированы они, как правило, в виде запретов на те поступки, которые угрожают ценностям. Они задают предел допустимого, выходя за который, человек может разрушить свою жизнь и отношения с окружающими.

А.А. Скворцов, ссылаясь на Канта, называет такие характеристики моральных норм как универсальность (для всех без исключения людей), абсолютность (независимость от обстоятельств), отсутствие принуждения.

Предписания требуют действия (активное добро), запреты требуют воздержания от действия (пассивное добро). Общий смысл запретов: «Не навреди». Моральные запреты конкретны и не оговаривают исключений. Они предполагают абсолютность требований, что вызывает сложность их применения в реальной противоречивой нравственной практике. Нормы, содержащие положительные предписания, как правило, содержат абстрактные нравственные понятия, что также затрудняет их применение. «Будь справедлив, мужествен, милосерден». Эти понятия требуют толкования.

Структура нормы: 1) гипотеза – условие, при котором надо исполнять норму (абсолютные и относительные нормы); 2) диспозиция – предписание, повеление, запрет; 3) санкция (в морали санкции одинаковы – укоры совести и осуждение общественным мнением); 4) область применения – круг лиц, к которым обращена норма.

Классификация норм морали: 1) по источнику – автономные и гетерономные (религиозные, социальные, корпоративные и др.); 2) по степени обоснованности – действительные (правомерные) и недействительные. Действительность нормы есть ее выводимость из другой, высшей нормы; 3) Сравнимые и несравнимые (по наличию общей области применения или общего предписания); 4) Сравнимые нормы делятся на совместимые и несовместимые (содержат противоположные предписания); 5) Совместимые нормы делятся на равнозначащие (одно и тоже веление в разной форме) и подчиненные (веление одно, а области применения соподчинены как часть и целое).

Нормативное мышление не исключает антиномии и антитетику норм. Противоположные нормы могут оказаться одинаково правомерными (парадокс брадобрея). Они могут принадлежать к разным нормативным программам. Кант считал главной антиномией практического разума противоположность велений долга и стремления к счастью. Кроме того, в нормах морали сталкиваются объективное и субъективное, абсолютное и относительное.

Ценности и идеалы. Моральные ценности как регуляторы являются содержанием норм. Норма говорит о реализации ценности в конкретной практике. Ценность же взятая сама по себе есть, во-первых, абстракция (мы отвлекаемся от конкретных случаев ее реализации) и, во-вторых, идеал (мы наделяем ее чертами совершенства и ориентира для себя). Например, в норме «будь честен» честность выступает как ценность. Добро, любовь, достоинство, справедливость, честность – высшие нравственные ценности, утверждаемые во множестве норм. Одна и та же ценность может утверждаться в разных нормах, по-разному сформулированных применительно к разным субъектам и ситуациям. Норма превращает абстрактный идеал в более конкретный императив. Переоценка ценностей ведет к изменению норм.

Нравственные ценности, как и другие их виды, образуют иерархию. По мнению одних, не вершине этой иерархии лишь одна ценность – добро, остальные лишь ее модификации. По мнению других, все высшие ценности равнозначны. Они обеспечивают полноценную нравственность только вместе.

Читайте также:  Ода определение и признаки оды

Каждая из нравственных ценностей есть идеал в узком смысле. В широком смысле нравственный идеал складывается из гармоничного сочетания многих ценностей и добродетелей. Это целостный образ идеальной нравственной жизни. Он зачастую может быть персонифицирован, ассоциируясь с образом конкретных людей из прошлого или настоящего (Конфуций, Будда, Христос, Мухаммед, Сократ, Эпикур, святые, герои). Идеализация реальных людей из настоящего может обернуться разочарованием.

Функции морали.

1) Регулятивная функция. Мораль упорядочивает отношения, ограничивая эгоизм и агрессию.

2) Воспитательная функция. Мораль является одним из средств социализации молодежи, формирования нравственных знаний и привычек. Для взрослых людей это функция самовоспитания.

3) Коммуникативная функция. Мораль создает условия для успешной коммуникации. Благожелательное отношение расширяет возможности для общения и взаимодействия. Этикет как ритуальная форма морали помогает создать положительный фон для успешного взаимодействия.

4) Познавательная функция. Мораль есть способ познания мира человеческих отношений. Для некоторых это еще и способ познания онтологического основания мира.

5) Жизненно-ориентирующая (смысло-жизненная) функция. Мораль помогает человеку выбрать жизненную стратегию, выстроить иерархию целей и ценностей, наделить жизнь смыслом и обрести силы для преодоления трудностей.

Источник

Тема 2.2. Мораль: сущность, структура, функции

Сущность, специфика и содержание морали

Мораль это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Специфичностьморального способа регуляциизаключается в следующем:

1. Мораль заключает в себе единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.

2. Мораль действует не в какой-то определенной области, а носит универсальный характер и пронизывает собой все без исключения сферы жизни.

3. Мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

4. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не-Я.

Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.

Моральные принципы – главный элемент в системе морали – это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм,альтруизм,толерантность и др.

Моральные нормыконкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные ценностиобщественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости.Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий.

Нравственный идеал это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

Структура и функции морали

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношенийи морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре.

Каждый из элементов морали также имеет свою структуру.

Моральное сознание– это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, прочувствование, которое является основанием и обоснованием моральных отношений и поведения. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом:

моральное сознание

Эмоции знание

чувства понимание

Эмоциональный уровень морального сознания – это психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроения.

· Эмоции –особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект – особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.

· Чувства это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть – сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.

· Настроение – эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессии – угнетенное, подавленное состояниеи стрессы – состояние особой психической напряженности.

Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу – является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.

· Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания – необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.

· Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.

· Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».

Моральные отношения – центральный элемент структуры морали, в которых фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Моральные отношения

Отношение к обществу
Отношение к самому себе

Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма.

Я ≤ МЫ Я ≠ МЫ

Коллективизм Индивидуализм

МЫ ≠ ОНИ МЫ = ОНИ

Групповой эгоизм Индифферентность

МЫ «ОНИ Я «ОНИ

Возможны сочетания этих принципов:

– смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.

– смыкание индивидуализма и эгоизма, когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».

Отношение человека к другим людям – отношение «Я – Ты» – может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.

Я = ТЫ Я ¹ ТЫ

Субъект-субъектное Субъект-объектное

Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге Я и Ты, когда Я подходит к Ты как к равному субъекту. Другой человек выступает для Я целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, личностью, самим собой. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности.

Объектный тип отношений превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством: моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т. д. Этот подход характерен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме общения. В его основе лежат эгоизм и нетерпимость.

Отношение человека к самому себе тесным образом связано с его самооценкой.

Адекватная Самооценка Неадекватная

высокая низкая завышенная заниженная

индивидуализм эгоизм комплекс

неполноценности

любовь к себе нелюбовь к себе

Линия водораздела здесь определяется различиями авторитарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе.

Читайте также:  Аномалия киммерли рентген признаки

Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом, если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Мотив

Намерение

Постановка цели

Выбор средств

принятие решения

Поступок

ПОСЛЕДСТВИЯ

оценка

внутренняя самооценка внешняя оценка

(СОВЕСТЬ) (общественное мнение)

Поступок – центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Но кроме поступка нравственное поведение личности предполагает также его мотивацию и оценку (самооценку).

Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна:

Моральная оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка и будущих действий, когда оценка выступает как способность предвидения последствий поступка и в этом качестве может одновременно служить его мотивацией.

Взаимодействие элементов морали

Рассмотрение структуры морали позволяет нам выявить механизм взаимодействия ее элементов.

1. Моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве, взаимопроникая и обусловливая друг друга.

2. Структура морали выявляет ее противоречивость. Это:

а) противоречия между отдельными элементами морали – сознанием, отношениями и поведением;

б) противоречия внутри ее отдельных элементов:

· в моральном сознании – противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;

· в моральном поведении – противоречие между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения как «могу», «хочу» и «надо»;

· в моральных отношениях – противоречие между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

Основные функции морали

Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия. Не менее важным является вопрос о ее предназначении. Ответ на этот вопрос дает рассмотрение основных функций морали.

1. Гуманизирующаяфункция – приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми, «очеловечивающее» человека.

2. Регулятивная функция: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе во всех сферах человеческого бытия.

3. Воспитательная функция – определяется участием морали в формировании человеческой личности и ее самосознания с помощью различных приемов – от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих требованиям гуманистической этики.

4. Познавательная функция морали, тесно связанная с воспитательной. Давая человеку адекватное знание – необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает его «секретами» человеческого поведения.

5. Ценностно-ориентирующая функция определяется тем, что моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

6. Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте и поясните представленные в тексте схемы, иллюстрирующие структуру морали. Дополните и уточните их.

2. И. Канту принадлежат знаменитые слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Как вы думаете, почему «моральный закон во мне» может наполнять душу таким же благоговением и удивлением, как и звездное небо?

3. Что, по Вашему мнению, побуждает человека поступать морально? И что заставляет его творить зло?

3. Какие противоречия морального сознания отражены в следующих положениях: «Вижу и одобряю лучшее, но следую худшему» (Сократ) и «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Какое место в них отводится мотивации поведения? Что больше свидетельствует о нравственном облике личности – ее поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов ее поведения?

4. Как Вы думаете, что дало основание Ф. Ницше утверждать: «Жизнь в сопровождении морали невыносима»?

5. Какая моральная проблема нашла отражение в высказывании И. Бентама: «Одни мотивы, как бы они ни были достаточны, недействительны без достаточных средств»?

6. Когда-то в печати активно велась дискуссия на тему «Нужна ли ветка сирени в космосе?» – о роли чувств в эпоху научно-технического прогресса. Как бы Вы ответили на этот вопрос сегодня?

7. Если альтруист – это человек, с бескорыстной любовью и заботой относящийся ко всем людям, то какое понятие существует для обозначения его антипода?

8. Рассматривая мизантропию как противоположность альтруистической любви, Ф. Ницше замечал: «Лишь тогда говорят о том, что пресытились людьми, когда не могут их больше переваривать, хотя желудок еще заполнен ими. Мизантропия есть следствие слишком ненасытной любви к людям и «людоедства» – но кто же просил тебя глотать людей, как устриц, мой принц Гамлет?». Оцените это высказывание.

9. Сочетаниеэтического знания, его понимания и принятия в рамках рациональной стороны морального сознания может быть ситуативным. Обозначьте и рассмотрите все возможные ситуации этих сочетаний.

10. Противоречивость морального сознания была подмечена еще древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек – учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье»; «Справедливость снова превращается в хитрость, добро снова превращается в зло». Объясните, как Вы понимаете эти противоречия.

11. Индивидуализм, эгоизм, любовь к себе – это одно и то же? Рассмотрите проблему, используя работу Э. Фромма «Искусство любви».

12. «Средние» молодые американцы, опрошенные российским тележурналистом М. Таратутой, на вопрос «Что такое индивидуализм?» ответили:

– свобода действий и право на эту свободу;

– осознание человеком самого себя, открытость другим людям;

– когда тебе не указывают, что делать, а ты решаешь сам;

– путь к одиночеству, он порождает страх и желание заявить о себе любым способом;

– когда ты можешь жить, как хочешь, а не бояться, что тебе за это что-то будет;

– индивидуализм порождает желание что-то делать и создавать».

Выскажите Ваше отношение к мнению своих американских сверстников.

13. Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли человек быть идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?

14. Какие факторы, по Вашему мнению, являются необходимыми условиями терпимости? Существует ли мера толерантности, то есть должны ли мы быть терпимыми ко всем личностным и общественным проявлениям, и если нет, то чем ограничена наша терпимость?

15. Прокомментируйте данные утверждения с точки зрения структуры морали:

· английский философ Ф. Бэкон: «Мы можем столько, сколько знаем. Мы знаем столько, сколько помним»;

· французский просветитель Ж.-Ж. Руссо: «Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее»;

· немецкий поэт И. Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»;

· русский писатель М.М. Пришвин: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле»;

· французский писатель А.Франс: «Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств».

16. Какой нравственный смысл видите Вы в следующих латинских афоризмах:

– Tempora mutantur, et nos mutamur in illis. Время течет, и мы меняемся вместе с ним.

– Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Суета сует и всяческая суета.

Источник