§ 17. Основные признаки текста
Ребята, рассмотрите схему-рисунок «Основные признаки текста». Понятна ли она вам?
Не совсем понятна, Елена Ивановна. Почему автор изобразил текст в виде цветка?
Текст изображён в виде цветка, который вырастает из замысла автора. Сердцевина цветка — тема и основная мысль. А как изображены другие признаки текста, которые мы с вами изучали?
Они изображены в виде лепестков.
Какой признак текста обозначен на лепестке?
Обозначен признак — конечное предложение.
80. Какие признаки текста не обозначены в схеме (см. с. 45)? Дополните схему нужными компонентами. Расскажите о тексте по схеме- рисунку.
- БУТЕРБРО..
82. Прочитайте диалог из рассказа И. Зверева «Второе апреля». Как бы вы ответили на поствленный вопрос?
— Слушай, Машка, вот если бы открылся такой магазин — «Всё для счастья».
— А чем там торговать? — спросила Машка, нисколько не удивившись.
83. Напишите рассказ, что произошло (случилось) с той вещью, которую вы купили в магазине «Всё для счастья».
Источник
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Источник
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по теме «Текст. Признаки текста». 6-й класс
Класс: 6
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
2. Актуализация знаний
Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.
— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли)
Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.и прийти к концу урока от анализа чужого текста к созданию собственного.
3. Терминологический диктант
Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.
— Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.
2 задание. Сегодня вы работаете в группах.Для этого нужно помнить правила работы в группе.слайд.
У вас на столах распечатки.Вам следует ответиь на вопросы. (Слайд)
Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст.
Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)
Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст.
Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста.
На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями т.е. цельность, связность текста. (Композиция)
По какому принципу вы разделили на абзацы?
Что такое абзац? Слайд
1) красная строка, отступ в начале строки;
2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес.
Обратимся к словарю.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.
Что такое микротема?
Запись в таблице признаки текста: абзац, микротема.
О чем этот текст? Какова его тема?
Вот тезисный конспект работы:
1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):
— Осень, сентябрь, денечек (время года).
— Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода).
— Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха).
— Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
3. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста.
4. Какие вы знаете стили речи? Слайд.Ответы учеников. Художественный стиль текста: доказательства.
— Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть).
Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений.
— Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).
— Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.
Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников.
5. Тип речи – описание: доказательства:
— описан 1 факт (осень в тайге);
— этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).
Посмотрим на свою таблицу “Признаки текста”. Перечислите их. Слайд появляются по очереди слова.
Насколько вы поняли новый материал, нам поможет.
Этап усвоения и закрепления нового материала
Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика).
Учитель | Ученик |
Текст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки | + — + — + + + + |
Сегодня мы обращались к тексту об осени, но окном зима, снег и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста. Приложение
Задание. Создать текст в указанном стиле и типе
Источник
«Основные признаки текста» (6 класс)
Основные признаки текста
Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
1.Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.
2.Формировать умение работать с текстом;
3.Совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
4.Обобщить сведения о тексте;
5.Выявить основные признаки текста;
6. Обогащение словарного запаса.
1.Развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся, активизировать мыслительную деятельность;
2.Умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.
1.Воспитывать любовь к русскому языку
Учитель: Здравствуйте, ребята!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Учитель: Показать детям слайд с текстом. На какой половине находится текст? А почему? А как одним словом это можно назвать?
Учитель: Тема нашего урока «Основные признаки текста». Вспомним определение, что же такое текст.
Учитель: Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.
Учитель: Когда Вы беседуете с друзьями, разговариваете с родителями, отвечаете на уроках, пишите сочинения, то употребляете не отдельные предложения, а связываете их в единое целое т.е. в текст.
Учитель: Само слово текст произошло от латинского « textum », что в переводе означает ткань, сплетение, соединение».
Учитель: если сравнивать каждую ниточку с отдельным предложением, то текст это особым образом связанные переплетенные ниточки образующие ткань.
Учитель: рубашку, платье или пиджак из качественной ткани очень приятно носить, а грамотно построенное произведение речи – текст, приятно читать и слышать.
Учитель: Минимальная единица текста – предложение. В тексте предложения расположены в определённой последовательности в определённом порядке.
Учитель: Можно ли создать из этих предложений текст?
Учитель: Восстановите текст.
Учитель: Что вы сделали для этого?
Дети: расставили предложения по порядку.
Учитель: Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)
Учитель: Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.
Учитель: Озаглавьте получившийся текст.
Дети: «Мастер чемоданных дел».
Учитель: Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу
Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились, для этого вы заполните схему на ваших листочках.
Источник
Урок русского языка в 6 классе «Текст и его основные признаки».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык 6 класс
Урок № 2 6 класс По программе Е.А. Быстровой
Пятое сентября. Классная работа.
Письмо по памяти № 1
Текст, его признаки. Тема и основная мысль текста. Микротема текста.
1 2 3 4 2 Что я знаю по теме урока…
Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.
Цели урока: Повторить основные признаки текста; Повторить типы речи.
По следам выученных уроков
Вспомните Что такое текст?
упр. № 5, стр. 7 Докажем, что предложения упр. № 5 представляют собой текст.
Вспомните Какие признаки текста вы знаете?
Вспомните Как определить тему и основную мысль текста?
Содержание, тема и идея текста Смысл текста – единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания Содержание текста может быть выражено только в словесной форме Единство тексту придают тема и идея В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор
Основная мысль (идея) текста Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными. Например: Охрана природы—широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.
Тема текста Основная мысль текста Предмет речи Отношение автора к теме текста О ЧЁМ ЧТО говорится в тексте?
1. Определим тему текста. 2. Определим основную мысль? 3. Как бы вы его озаглавили? 4. Выделим микротемы текста. 5. Составим план текста.
Вспомните Какие типы речи вы знаете?
В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение
В повествовании говорится о последовательных действиях В описании говорится об одновременных признаках В рассуждении говорится о причинах свойств или явлений
Какой предмет? Что произошло? Почему? Повествование Описание Рассуждение
Определим тип речи анализируемого текста? Выполните задание 4.
Рефлексия Что вы знали по теме урока? Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответ? Что вы не смогли понять (вспомнить)? Что вам стоит повторить дома? Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации? Очирова Т. Н., МОУ «СОШ № 49» г. Улан-Удэ, Р. Бурятия
1 2 3 4 2 Рефлексия
Параграф 1 Выполните упражнение № 6 (выполнить все виды разбора) Домашнее задание:
Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте.
Номер материала: ДБ-1599090
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник