13 признаков того что вы настоящий учитель

Содержание
  1. 13 признаков, что учитель вашего ребенка — настоящий профессионал и просто отличный человек
  2. Никогда не унижает детей
  3. Обладает чувством юмора
  4. Мыслит нестандартно
  5. Поддерживает дисциплину без давления
  6. Эмоционально устойчив
  7. По-настоящему увлечен своим предметом
  8. Обладает широким кругозором
  9. Имеет хобби
  10. Не ударяется в бюрократию
  11. Транслирует правильные идеи
  12. Умеет оценивать
  13. Открыт к общению
  14. 12 признаков хорошего учителя
  15. 12 признаков хорошего учителя
  16. 1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы
  17. 2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди
  18. 3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела
  19. 4. Хороший учитель — это честный, благородный человек
  20. 5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной
  21. 6. Хороший учитель обладает чувством юмора
  22. 7. Хороший учитель — взрослый человек
  23. 8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями
  24. 9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде
  25. 10. Хороший учитель — не выгоревший
  26. 11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп
  27. 12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями
  28. 10 признаков хорошего учителя
  29. Вы вдохновляете учеников становиться учителями
  30. Вы даете ученикам возможность понять себя
  31. Вы чувствуете, что это ваше призвание
  32. Ученики принимают вас таким, какой вы есть
  33. Вы — притягательная личность
  34. Вы поддерживаете и ободряете учеников каждый день
  35. Вы чувствуете, что влияете на жизни сотен людей
  36. Вы празднуете маленькие успехи
  37. Вы остаетесь позитивным, когда быть негативно настроенным проще
  38. Вы остаетесь учителем даже в трудные времена
  39. Оставьте свой комментарий
  40. Когда терпеть нельзя. Признаки жестокого отношения к ребенку со стороны учителя
  41. «Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия
  42. Больше всех страдают отличники
  43. «Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания
  44. Что будет, если ребенку не помогать
  45. Бежать или выгонять. Что еще можно сделать
  46. «Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?
  47. Насилие – это не уважение к предмету, а власть

13 признаков, что учитель вашего ребенка — настоящий профессионал и просто отличный человек

Когда в классе появляется новый учитель, родители всегда немного волнуются о том, как это отразится на их детях. Есть педагоги, способные заинтересовать своим предметом даже самых ленивых детей, в то же время некоторые учителя могут навсегда отбить охоту к учебе.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, как понять, хороший ли учитель достался вашему ребенку.

Никогда не унижает детей

Психологический комфорт ребенка обеспечивает интерес к учебе, поэтому хороший учитель никогда не допускает оценочных суждений в адрес ученика. Это не значит, что ему совсем не следует их критиковать. Важно, чтобы педагог оценивал поступки и действия, а не личность ребенка. Сказать «Ты не старался, работа получилась слабая!» — допустимо, «Ты разгильдяй и неуч» — нет.

Обладает чувством юмора

Уметь разрядить ситуацию с помощью доброй шутки — ценная учительская способность. Главное, чтобы ирония никогда не переходила в сарказм. Остроумные замечания создают дружелюбную атмосферу в классе, помогают лучше запомнить материал.

Также при необходимости с помощью шутки можно легко поставить на место дерзкого нарушителя дисциплины, при этом он не затаит обиды на учителя.

Мыслит нестандартно

Не секрет, что все дети усваивают новые знания по-разному. Одному ребенку достаточно прочитать параграф учебника, другой лучше поймет презентацию, третий — эмоциональный рассказ. Учитель, который использует разнообразные формы подачи материала — так, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс, — на вес золота.

Поддерживает дисциплину без давления

Никто не станет отрицать, что дисциплина крайне важна для процесса обучения. Но не менее важно то, как учитель ее добился. Грош цена тому учителю, который поддерживает порядок двойками и наказаниями. Учитель, пользующийся уважением учеников, умеет создавать рабочую атмосферу без давления.

Эмоционально устойчив

Учителя ежедневно сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Их проверяют на прочность не только ученики, но порой и родители, и даже администрация школы. Не сорваться перед классом бывает очень сложно. К сожалению, вспышки учительского гнева, пусть и праведного, намного губительнее, чем может показаться на первый взгляд.

Ученики теряют уважение к учителю, а заодно и к его предмету. Эффективное управление стрессом — ключ к тому, чтобы стать хорошим учителем. Но если уж такое произошло и учитель вышел из себя, он должен найти в себе силы извиниться, признать, что был неправ.

По-настоящему увлечен своим предметом

В английском языке есть пословица: «Учитель хорош ровно настолько, насколько он знает свой предмет». А мы бы еще добавили: насколько он увлечен своим предметом. Как зажечь глаза учеников, если сам учитель бубнит из года в год одни и те же скучные параграфы, не выходя за рамки учебника?

Страсть заразительна. Когда учитель может разбавить обсуждение темы яркими примерами, забавными фактами и с радостью отвечает на вопросы, это вдохновляет учеников и заставляет их глубже погрузиться в его предмет.

Обладает широким кругозором

К сожалению, бывают учителя, которые неплохо разбираются в своем предмете, но на этом круг их интересов замыкается. Казалось бы, зачем учителю биологии разбираться в географии, а математику знать правила русского языка?

Дело в том, что в современном образовании есть тренд на межпредметную связь, методисты и составители школьных программ больше не рассматривают уроки как изолированные дисциплины. Учитель биологии, рассказывая на уроке о животных, показывает на карте ареал их обитания, математик грамотно записывает условия задачи, учитель литературы объясняет исторический контекст произведения и т. д.

Имеет хобби

Не ударяется в бюрократию

Учительство в наши времена сводится не только к работе с детьми. Огромное количество времени и ресурсов современного учителя занимает разнообразная отчетность, бюрократические правила и процедуры. К сожалению, далеко не всегда эти правила логичны и способствуют оптимизации образовательного процесса.

Транслирует правильные идеи

Учитель, особенно популярный у детей, хочет он того или нет, служит ролевой моделью. Ученики копируют его речь и поведение, прислушиваются к его мнению по многим вопросам, перенимают его привычки. Это накладывает на педагога огромную ответственность.

Если учитель, которого дети обожают, занимается донорством, сортировкой мусора или помощью бездомным животным, с большой долей вероятности хотя бы какая-то часть его учеников последует его примеру. И мир станет чуточку лучше.

Умеет оценивать

Умение оценивать — пожалуй, самый сложный аспект работы учителя. Справедливый учитель беспристрастен. Способность поставить оценку, не беря в расчет собственные симпатии и антипатии, дана не каждому. Предвзятое оценивание вредит процессу обучения сильнее всего: у детей пропадает мотивация стараться.

Кроме того, зачастую учителя помимо знаний оценивают совершенно не относящиеся к ним вещи: плохой почерк, неправильный цвет чернил, отступ в 3 клеточки, а не в 4, наличие исправлений и т. д. Все это бывает крайне обидно детям, которые выполнили задание правильно, но получили 3 за «неаккуратное оформление».

Открыт к общению

Хороший учитель способен наладить коммуникацию не только с детьми, но и с их родителями. Очень важно создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый чувствовал себя частью большой и дружной команды.

Если учитель вашего ребенка умеет правильно формулировать свои мысли, готов к общению с родителями, предоставляя подробную информацию о школьной жизни их детей, и способен модерировать конфликты, которые иногда возникают и между взрослыми людьми, значит, вам действительно повезло.

Как вы считаете, какие еще качества необходимы современным педагогам? Вы довольны учителем своего ребенка? Если да, расскажите, пожалуйста, о нем или о ней нам и другим читателям.

Источник

12 признаков хорошего учителя

12 признаков хорошего учителя

Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).

Читайте также:  Признаки нарушения пассажа мочи

Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?

2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.

Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.

Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.

4. Хороший учитель — это честный, благородный человек

Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!

5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».

6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.

Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.

8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями

Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.

В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.

9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Читайте также:  Признаки забитого газового фильтра

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

Источник

10 признаков хорошего учителя

Быть учителем нелегко, вот почему многие из нас любят хорошие фильмы и книги на эту тему. Есть некая магия в том, когда один человек меняет манеру мышления нескольких десятков людей и позволяет им раскрыть свой потенциал. Так что делает учителя хорошим? В нашей статье вы найдете десять признаков, которые отличают простого учителя от героя, который делает одно очень важное дело — дает возможность людям полюбить процесс обучения.

Вы вдохновляете учеников становиться учителями

Зачем ученику становиться учителем? Рано или поздно каждому человеку (особенно если он добьется серьезных успехов) приходится чему-нибудь учить других людей. Многие успешные лидеры через это проходили, некоторые становились даже известными ораторами.

Вы наверняка цените тех людей, которые умеют объяснять и разжевывать. Поэтому если вы научите своих учеников этому, вы дадите им огромный шанс получить признание в обществе.

Вы даете ученикам возможность понять себя

Если вы имеете дело с молодыми людьми, есть большая вероятность того, что большинство из них даже не знает, кем является на самом деле. Ваша задача — вытащить личность ученика наружу и указать ему путь, наиболее соответствующий его характерным особенностям. Относитесь к каждому ученику, как личности и ищите индивидуальный подход. Это сложная задача, но это именно то, что отличает посредственного учителя от хорошего.

Вы чувствуете, что это ваше призвание

К сожалению, чаще всего учителями становятся те, кто не смог устроиться на другую работу. Но есть и другие примеры — человек в какой-то момент осознал, что хочет учить других людей новым навыкам. Эта профессия должна вам очень понравиться для того, чтобы вы стали лучшим в своем деле. Вы должны искренне любить людей и не судить их за отсутствие знаний.

Ученики принимают вас таким, какой вы есть

Ваша личность должна просматриваться сквозь все, что вы делаете, иначе станете похожими на живой справочный автомат. Большинство учеников даже не станет вас слушать, если будет видеть в вас живого, настоящего человека, который говорит, то что думает. Будьте максимально искренними и не совершайте неестественных вам движений.

Вы — притягательная личность

Учитель должен обладать харизмой и повышать свою репутацию среди учеников. Будьте в хорошем настроении, решайте проблемы немедленно, мотивируйте и поощряйте тех, кого учите. Урок должен вызывать интерес, а не навевать скуку, поэтому работайте над языком тела и учитесь уверенно держаться на публике.

Вы поддерживаете и ободряете учеников каждый день

В каком-то смысле учитель является отцом и матерью для своих учеников. Если вы вкладываете душу в свою работу и любите то, что делаете, то вы должны быть максимально заинтересованными в том, что думают и чувствуют ваши ученики. Поддерживайте их, а не критикуйте, это ваша святая обязанность. Помните, что важно не то, что было сказано, а то, как это было воспринято.

Вы чувствуете, что влияете на жизни сотен людей

Даже если у вас всего несколько учеников, думайте о том, какое влияние они окажут на общество, если вы им привьете новые навыки и знания. В конце-концов, вы занимаетесь общественной и социальной работой, а значит от ее эффективности зависит то, каким будет социум спустя несколько лет.

Вы празднуете маленькие успехи

Неважно, насколько тяжелым выдался день, отмечайте свои успехи и успехи своих учеников. Вы потрудились на славу, внесли вклад в общество, а значит заслужили награду. Можете праздновать вместе с классом или в кругу семьи.

Вы остаетесь позитивным, когда быть негативно настроенным проще

Вы всегда будете терпеть поражения, потому что в обучении это случается часто. Разные люди, разная психология, разные стартовые условия учеников влияют на это достаточно сильно. Вы должны быть самым мудрым человеком в комнате, поэтому если вы не справитесь с ситуацией, то никто не сможет.

Вы остаетесь учителем даже в трудные времена

Это можно назвать особым состоянием, когда вы становитесь учителем. В каком-то смысле вы даже утром после пробуждения им остаетесь. Смотрите на мир и людей с любопытством, замечайте, что происходит и как меняется общество. Изучайте искусство педагогики и работайте над этим каждый день. Вы занимаетесь благородным делом и должны оттачивать свои навыки до совершенства.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Вы несете из дома все, что может пригодиться на рабочем месте.

2. Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных людей, ваших родных и близких, которые с опасением наблюдают за тем, как неотвратимо растет гора макулатуры в вашей квартире.

3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя и не числится в штате. Работают, тихо жалея вас, а иные — проклиная школу.

Участь вашего ребенка — ждать. У кабинета, учительской, дома, ждать терпеливо и молча.

4. Люди, далекие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 30 детях и 45 родителях.

5. Каждая неформальная встреча с коллегами неизбежно перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что вы все время клянетесь о школе не говорить. =

6. Чужих денег в вашей сумочке всегда больше, чем своих. На продукты, на лекарства, на садик, на квартиру… На ремонт кабинета, на экскурсию, на обеды, на виньетку…

7. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку. Работа в парах… Проверка… Дискуссия… Презентация…

8. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые вам не позволяет совесть — подарки же.

9. С вами здоровается половина района, и эта же половина оценивает — как вы, где вы и с кем вы? А она вчера…

10. Вы умеете красить, клеить, забивать гвозди, чинить мебель, работать до утра, уговаривать, прощать, ходить на работу больным и входить в чье-то положение.

11. Вы не умеете: толково отдыхать, говорить «нет» администрации, проходить мимо книжных прилавков.

12. В вашей жизни в пять раз больше поводов для празднования, чем у других: начало учебного года, начало четверти, конец четверти — и в пять раз больше поводов для головной боли: начало учебного года, начало четверти, конец четверти.

13. Покупая сумочку, вы прежде всего смотрите не на её дизайн, а на её вместимость, чтобы туда вмещалось как можно больше тетрадей!

Если это все о Вас, то Вы – настоящий учитель!

Номер материала: ДБ-226251

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Когда терпеть нельзя. Признаки жестокого отношения к ребенку со стороны учителя

Как отличить сильного учителя от профнепригодного? Не перепутать требовательность с привычкой унижать детей? И почему от таких учителей больше всего страдают отличники, рассказывает психолог Юлия Василькина.

Источник фото: pixabay.com

«Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия

Насилие не так просто отличить от того, что мы привыкли называть строгостью. Особенно если судить только по рассказам ребенка. Перечислю признаки жестокого отношения к ребенку. Когда учитель строг, но не жесток, вы не найдете этих признаков. Они не обязательно проявляются все вместе. Но даже одного на постоянной основе хватает, чтобы травмировать детей.

Читайте также:  Признак сотрясения головного мозга у ребенка

2. Вербальная агрессия.

3. Доминирование и сверх-контроль: тема власти.

4. Запугивание, угрозы. Частный случай вербальной агрессии.

5. Игнорирование, невнимание.

6. Газлайтинг – форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. «Нет, я такого не говорила», «Ничего я вам не обещала», «Нет, на самом деле это легкая тема». Посыл такой – ты не можешь себе доверять, не опирайся на свое восприятие, опирайся на то, что говорю я.

Источник фото: pixabay.com

7. Токсичная критика. Конечно, критика интегрирована в школьный процесс, ведь кто-то не доучил, не проявил в чем-то старания, забыл нужное. Но она становится токсичной в следующих случаях:

8. Невербальная агрессия.

9. Разделение на «любимчиков» и «козлов отпущения». Получается, что учитель применяет разные критерии для разных учеников. Учитель занижает оценки. Несправедливость в том, что «любимчикам» нужно тратить меньше сил на тот же результат, по сравнению с «обычными» учениками.

Прошу подойти к этому списку через понятие баланса. Все это (или почти все) встречается в мягких формах, иных формулировках или иногда в обычных отношениях с учителем. Все мы люди, мы можем устать или быть погруженными в свои проблемы, реагируя не так удачно, как хотелось бы.

Больше всех страдают отличники

Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе. Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители. Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи.

Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такой сильный педагог орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее. Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это “мы” сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали “схему распределения крика”. Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.

Источник фото: pixabay.com

Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь.

Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе.

А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего.

«Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания

Меня нередко спрашивают, что сказать ребенку, чтобы он мог справляться с такой ситуацией. Мой ответ – ребенок не должен справляться, позиции неравны. Детей в принципе нельзя оставлять в ней, слишком велика цена. Вот стратегии, которыми дети пытаются адаптироваться к ситуации. Найдете ли вы среди них «достаточно хорошую»?

Стратегия 1: активное избегание. Попытка минимизировать контакты с абьюзером. Нежелание ходить в школу в принципе или на конкретный урок. Прогулы. Жалобы родителю на учителя. Может быть желание бросить школу, вообще туда не ходить.

Стратегия 2: пассивное избегание. Болезненность, частые ОРВИ, рвота и боли в животе, особенно по утрам, но не обязательно. Заболел – в школу можно не идти. Депрессия как обессиливание.

Стратегия 3: попытка адаптироваться: делать все, чтобы избежать насилия, учиться и вести себя “идеально”. Получают развитие эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные, фобические, панические расстройства. Или стойкие состояния, например эмоциональная тупость – невозможность сопереживать другим людям.

Стратегия 4: присоединение к насильнику («стокгольмский синдром»). Считать, что учитель поступает правильно, справедливо, “так ему и надо”. Ведет к тому, что ученика-мишень, выбранного учителем, начинают травить дети. Ситуация “легитимизированной” травли.

Стратегия 5: открытая конфронтация. Ученик открыто выражает свои мысли и чувства по поводу отношения к учителю. Он – маленький борец за справедливость. Надо сказать, дети довольно точно подмечают токсичные проявления у учителя. Скорее всего, гнев учителя будет направлен на ученика. Ожидаем буллинг от части класса (которые в стратегии 4).

Стратегии могут встречаться вместе и/или попеременно, но какая-то будет ведущей.

Что будет, если ребенку не помогать

Источник фото: pixabay.com

Бежать или выгонять. Что еще можно сделать

Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант.

Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.

Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить.

Вариант «бежать»: здесь разных путей больше:

«Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?

Речь сейчас про токсичных учителей. Я вижу три основные причины: расстройство личности, болезненные изменения и профессиональное выгорание.

Расстройство личности (ранее употреблялся термин «психопатия») – стойкая характеристика личности. Прекрасно умеют маскироваться перед родителями – особо ласковы, могут хвалить ребенка. Обращайте внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в речи, довольно верный признак. Нужно понимать, что человек – не «сумасшедший», что это крайний вариант нормы. Но убедить учителя “так себя не вести” будет крайне затруднительно, увы. Именно они «мстят» ученикам, если родители поднимают шум.

Болезненные изменения. Они могут быть связаны с возрастными изменениями или травмой мозга. Был «нормальный» учитель, а стал вот таким. Возможно, имели место заостренные (акцентуированные) черты, которые с возрастом развились.

Если поднимать шум, надежда на то, что учитель сможет себя лучше держать в руках, есть. Особенно если начнет получать адекватную лекарственную терапию.

Источник фото: pixabay.com

Профессиональное выгорание. Связано с хронической усталостью, внесено в международную классификацию болезней МКБ-10 и новую версию МКБ-11. Где-то внутри «прячется» прошлый педагог, а на поверхности – раздраженная фурия, смотрящая на детей и родителей как на неодушевленные предметы, которые только мешают. В этом случае жаловаться – верный шаг, так как с профессиональным выгоранием вполне возможно справиться, если признать проблему и работать над ней. Так что обратная связь от родителей о том, что происходит недопустимое, очень важна.

Насилие – это не уважение к предмету, а власть

Друзья, такие учителя не “сильные”. Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно).

Не путайте строгость с жестокостью. Не путайте требовательность с унижением. Не нужно говорить: “Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет”. Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.

Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.

Помните, если такой монстр выбирает себе “мишень”, то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты. Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания». Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.

Я очень верю, что придет время, и в понятии “сильный учитель” прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься. Неплохо было бы создать некий “протокол действий” родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.

Источник