12 бинарных акустических признаков

Классический структурализм как теоретическое осмысление проблем коммуникации

Другим основоположником структурализма считается русский ученый,лингвист, Роман Осипович Якобсон (1896–1982гг). Его идеи оказали влияние на становление и развитие структурализма как теоретического направления и на другие науки: литературоведение, антропологию, историю русской культуры и даже неврологию. Он родился 11 (23) октября 1896 в Москве. Будучи студентом Московского университета, основал Московский лингвистический кружок. В 1920 был одним из организаторов Пражского лингвистического кружка. Вынужденный эмигрировать в 1939, читал лекции в Копенгагене, Осло и Упсале; в 1941 переехал в США. С 1949 по 1967гг. преподавал в Гарвардском университете.До конца жизни работал (1982 г.) в Массачусетском технологическом институте. Основное теоретическое положение, которое выдвигает Р.О. Якобсон звучит следующим образом: литературоведение оперирует собственными внутренними законами, но эти законы должны быть соотнесены и соотносятся с другими областями культуры – политикой, экономикой, религией и философией.

В статье «Лингвистика и поэтика» Роман Якобсон создает качественно новую модель речевой коммуникации, где каждому её элементу или фактору речевой коммуникации соответствует определенная функция[46].

Такой фактор как адресант, по мнению Р.О.Якобсона, выполняет эмотивную (или экспрессивную) функцию, которая призвана решать задачу выражения отношения говорящего к тому, что он говорит. Конативная функция сосредоточена на адресате, лингвистиче­ским выражением чего служат, к примеру, повелительная форма или звательный падеж. Фатическая функция направлена на кон­такт и, при ее использовании, центральным становится не пере­дача информации, а просто поддержание контакта. В качестве примера можно упомянуть разговоры о погоде или беседы в гостях, где мы не ожидаем услышать новую информацию, а таким образом поддерживаем процесс общения между различными индивидами. Поэтическая функция (ее еще можно назвать эстетической) ориенти­рована на сообщение. При этом речь идет не о поэзии, а о внимании к форме, к выражению. Как пишет в одной из своих работ Р. Якобсон «Поэтическое произведение не исчерпывается эстети­ческой функцией, также как и эстетическая функция не ограни­чивается поэтическим произведением. Речь оратора, каждоднев­ный разговор, газетные статьи, объявления, научные трактаты все эти формы сообщения могут руководствоваться эстетическими соображения­ми. Они могут быть носителями эстетической функции, часто ис­пользовать слова в иных целях, нежели просто в качестве рефе­ренции».[47]

Предметом изучения фонологии становятся дифференциальные признаки звуков, из которых состоят фонемы. Таким образом, внимание исследователей сосредотачивается на анализе звуковых сегментах слов, именуемых фонемами, которые не имеют собственного значения, но их последовательности являются важнейшим средством выражения значений в языке. Р. Якобсон установил 12 бинарных акустических признаков, составляющих фонологические оппозиции, которые, по его утверждению, являются языковыми универсалиями, лежащими в основе любого языка.

Фонологический метод исследования, как считают его авторы, можно свести к четырем следующим основным положениям:

1. фонология вводит в лингвистику понятие системы, и при его помощи изучает конкретные лингвистические системы, выявляет их структуру, определяет функциональные характеристики;

2. она анализирует отношения, существующиемежду лингвистическими явлениями;

3. она переходит от изучения сознательных лингвистических явлений к исследованию их бессознательного базиса;

4. наконец, она стремится к открытию общих законов, либо найденных индуктивным путем, либо выведенных логически.[50]

Таким образом, классический этап в развитии структуралистского направления закладывает теоретические основы изучениясоциальных явлений, главным образом явлений культуры, которые имеют коммуникативную природу и воспринимались как различные, прежде всего, языковые системы.

Источник

Акустическая классификация звуков.

1) Даёт характеристику не процессу, а результату;

2) Процесс изменения может измениться;

3) Может дать классификацию гласного и согласного в одной дихтомии;

Акустическая классификация звуков русского языка построена на 9 парных акустических признаках:

1. Вокальность (гласность) – характерен для всех звуков, которые образуются с участием голоса – гласные, сонорные согласные. Невокальность – шумные согласные;

2. Консонантность – при образовании звука образуется затор в ротовой полости, который гасит силу звука – согласные. Неконсонантность – гласные;

3. Высокие – звуки с большой частотой колебаний – гласные переднего ряда, переднеязычные, среднеязычный «й». Низкие – звуки с малой частотой колебания – гласные непереднего ряда, губные и заднеязычные согласные;

4. Компактные – звуки, у которых дна из формант лежит близко к центру речевого спектра (100 гц), а другие не отстают от неё – гласные нижнего подъёма, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные согласные. Диффузные – или компактность далеко от центра, или показатели далеко друг от друга – гласные верхнего подъёма, губные и зубные согласные;

5. Бимольность (огубленность) – характеристика звуков, в которых присутствуют губные согласные (тут) и огубленность гласных. Небимольность – все остальные;

6. Диезность (палатализированность) – характеристика мягких согласных и закрытых гласных. Недиезность – все остальные;

7. Прерванность – свойственна звукам, при образовании которых ротовая полость хоть на миг полностью закрывается – смычные согласные. Непрерванные – все несмычные согласные и гласные. Характеристика носовых согласных представляет сложность: на спектограммах они не всегда чётко отличаются;

Читайте также:  Депрессивно фобический синдром признаки

8. Резкость – воздушная струя натыкается на несколько препятствий, образуя завихрения, усиливающиеся при преодолении последующего препятствия. В итоге образуются специфичные обертоны – дополнительные гармоничные звуки, характеризующиеся как резкий: «р», «ч», «ц». Нерезкость – все остальные;

9. Звонкость – вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная степень вокальности – гласные и звонкие согласные. Глухие – шумные глухие согласные.

Слог. Признаки и функции слога.

В произносительном отношении речь распадается на слоги. Артикуляционно дальше они разложиться не могут, поэтому считаются минимальной единицей.

По свидетельствам физиологов и психологов, в тех случаях, когда наблюдается распад плавности речи, он не может идти дальше слогов. Дети свободно бессознательно делят речь на слоги.

Вопреки тому, что практическое членение речи на слоги не представляет трудности, его теоретическое осмысление – сложная проблема, т.к. слог и слогоделение не связаны со смыслом.

1. Минимальная единица порождения и восприятия речи;

2. Поле реализации ударения;

3. Регулирование дистрибуции (сочетания звуков);

1. Слог – наименьшая произносительная единица. При речепроизводстве слог выступает как артикуляционный комплекс;

2. Слог – минимальная единица, внутри которого действуют правила артикуляции;

3. Слог – минимальный речевой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока (дыхательный импульс). В акустическом сигнале дыхательный импульсу – толчку выдыхаемого воздуха – соответствует восходящая и нисходящая дуга звукового давления – волна звучности.

Теории слога.

1. Теория древних греков – слог определяется наличием гласного звука. Эта теория не опровергается. Однако, по Панову в некоторых случаях два гласного могут входить в один слог (пау-за), а сонорный – выполнять слогообразующую функцию (Ива-н-на);

2. Экспираторная (физиологическая) теория – основана на дифференциации выдоха (Стетсон, 19 век). Слог – звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. При речепроизводстве воздушная струя выходит не плавно, а толчками. Каждому толчку соответствует слог. Это доказано экспериментальным путём (свеча). Границей слога является момент самого слабого выдыхания;

3. Теория сонорности (акустическая теория) – слоги определяются дыхательным толчком, но слог образует только тот звук, который имеет определенную звучность. (Сиверс, Свит, конец 19 века). Сторонники этой теории считают слог волной сонорности. Степень звучность можно обозначить цифрами: 4 – гласный, 3 – сонорный согласный, 2 – звонкий шумный согласный, 1 – глухой шумный согласный;

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 462 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Акустическая классификация звуков

Роман Якобсон, Гуннар Фант и Моррис Халле создали (1952) универсальную, характеризующую разные языки мира акустическую классификацию звуков, построенную на учете различных акустических параметров и включающую 12 бинарных признаков. По отношению к русскому языку выделяются следующие признаки.

1. Вокальность — невокальность (гласный – негласный: источник звука). Акустическое содержание этого признака — наличие или отсутствие четко выраженной формантной структуры. К вокальным относятся все гласные звуки и [р], [р’], [л], [л’], их спектр характеризуется четкой формантной структурой, состоящей из ряда лежащих друг над другом темных полос на спектрограмме, местоположение которых обусловлено артикуляторной характеристикой данного гласного. Все остальные звуки — невокальные, в их спектре большое место занимает шум.

2. Консонантность — неконсонантность (согласный – несогласный: источник звука). Акустическое содержание этого признака — низкий или высокий общий уровень энергии. Консонантные — все согласные, они характеризуются низким уровнем энергии — небольшой интенсивностью. Неконсонантные — все гласные, их интенсивность значительно выше. Интенсивность отражается на осциллограммах в амплитуде колебания, на динамических спектрограммах — в степени затемненности (или яркости) участка, на огибающих интенсивности — в отклонениях от 0 дБ.

3. Прерванность — непрерывность. К прерванным относятся согласные, при образовании которых на какое-то время возникает смычка органов речи в ротовой полости и вследствие этого либо полное отсутствие звуковых колебаний (например: [п], [т], [к], [ц], [ч’]); на осциллограмме этих звуков начальный участок — ровная линия, на сонограммах — белая полоса), либо колебания с незначительной амплитудой (например [б], [д], [г], участки [р], на сонограммах — темная (или яркая) полоса лишь в нижней части спектра, отражающая голосовой источник). Все остальные звуки — непрерывные.

4. Звонкость — глухость. Акустическое содержание этого признака — наличие или отсутствие гармонических колебаний в низких частотах. Спектр звонких звуков отражает частоту основного тона — гармонические колебания в нижних частотах. На спектрограммах в нижней части частотного диапазона темная (или яркая) полоса — так называемый «голосовой барьер». На спектрограммах глухих звуков в нижней части спектра — отсутствие этой полосы.

5. Компактность — диффузность: степень концентрации энергии в узкой центральной области спектра. У компактных звуков основная энергия (доминирующая формантная область) сконцентрирована в сравнительно узкой части спектра, форманты F1 — F3 сближены. У диффузных звуков энергия распределена по всему спектру или по его краям, расстояние между F1 — F3 велико. Среди гласных максимально компактный — [а], частота его F1 наивысшая, поэтому она расположена ближе к F3; максимально диффузный — [и], частота его F1 самая низкая и наиболее удалена от F3. Для измерения степени компактности/диффузности гласных служит соотношение F3:F1 (/i/ = 13,6; /u/ = 7,4; /а/ = 3,4).

Читайте также:  Признаки эмфиземы лечения в домашних условиях

В артикуляционном отношении компактность соответствует передней, диффузность – задней артикуляции. Компактные согласные — нёбные, образованные в средней и задней части ротовой полости (/k/, /g/, /ŋ/); диффузные — губные и зубные, образованные в передней части ротовой полости (/d/, /t/, /n/, /p/,/b/, /f/, /m/).

6. Низкая тональность (гравис) — высокая тональность (акут). У низких звуков основная энергия сосредоточена в нижней части спектра, в низких частотах; у высоких звуков — в верхней части спектра, в высоких частотах. Низкие (грависные) звуки образуются в большей по объему и менее расчлененной ротовой полости, а высокие (акутные) — в меньшей по объему и более расчлененной. К грависным (низким) звукам относятся лабиальные и велярные согласные, а также гласные заднего ряда, артикулируемые вследствие оттягивания языка назад ([у], [о]). К акутным (высоким) звукам относят дентальные, палатальные и палатализованные согласные, а также гласные переднего ряда [и], [э].

7. Бемольность (огубленность) — небемольность (неогубленность) (от бемоль — нотный знак, обозначающий понижение звука на полутон). У бемольных звуков частоты всех формант понижены по сравнению с небемольными, некоторые верхние форманты ослаблены (менее интенсивны). Бемольность связана с сокращением переднего отверстия ротового резонатора в результате сближения краев губ и вытягивания их в трубочку.

8. Диезность — недиезность (от диез — нотный знак, обозначающий повышение звука на полутон). У диезных звуков верхние форманты сдвинуты вверх и/или усилены по сравнению с недиезными; нижняя граница участка шума сдвинута вверх на шкале частот. Противопоставление диезных — недиезных актуально для согласных: диезные — мягкие, недиезные — твердые.

9. Носовость — ртовость. Это противопоставление актуально для некоторых согласных: [м]—[б], [м’]—[б’], [н]—[д], [н’]—[д’]. Спектр носовых согласных характеризуется добавлением формант в области 200 и 2 500 Гц. Признаки носовой/неносовой могут быть представлены как у гласных, так и у согласных. Спектр носовых звуков в отличие от неносовых характеризуется наличием большого числа формантных областей. У носовых гласных появляются дополнительные форманты между F1 и F2. У гласных с высокой F1, например у /а/, дополнительная носовая форманта появляется ниже F1. Дополнительные полюсы в спектре согласных, связанные с назализацией, не оказывают влияния на их резонансные признаки.

10. Напряженность – ненапряженность. Эта оппозиция выражается акустически высокой общей энергией спектра и ее широкой разверткой во времени сравнительно с более низкой общей энергией звука и ее узкой разверткой во времени. Артикуляторно напряженные фонемы произносятся с большей отчетливостью, большим звуковым давлением и более длительно, чем ненапряженные.

11. Резкость – нерезкость. Эта оппозиция обусловлена в акустическом плане большей (у резких звуков) или меньшей (у нерезких звуков) интенсивностью шума.

12. Глоттализованность – неглоттализованностьхарактеризуется большей (меньшей) скоростью расходования энергии в заданный промежуток времени, что артикуляционно выражается в наличии (отсутствии) смыкания голосовой щели.

Эти 12 признаков в полном составе не встречаются ни в одном из известных языков.

Акустическая классификация звуков позволяет увидеть многие особенности звуков, но она разработана менее детально и используется не так широко, как артикуляционная классификация.

Источник

12 бинарных акустических признаков

Акустическая классификация, которая создаётся по данным инструментальной фонетики – это разновидность акустической классификации, которая даёт наглядное изображение звука, представляя его «зримый портрет».

Достоинство этого вида акустической классификации состоит в том, что результаты, которые получены при помощи инструментальных приборов позволяют продлить мимолетную жизнь звука, запечатлевая его на бумаге или фотопленке. Такой способ представления звука даёт исследователю возможность более тщательно изучить его фонетические особенности, выявить в его структуре составные компоненты и, говоря словами поэта, поверить «алгеброй гармонию».

Готовые работы на аналогичную тему

К числу инструментальных приборов, при помощи которых получают выше описанные результаты, относят следующие приборы:

Выбор конкретного инструментального прибора завит от целей, которые преследует исследователь, и от его материальных и финансовых возможностей.

Характеристика осциллографа как типа зримого представления звука

При помощи осциллографа получается изображение звука в виде непрерывной ломаной линии с разной степенью толщины и симметричности. Это изображение представлено на рисунке ниже.

Рисунок 1. Изображение звука, созданное осциллографом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На приведенном рисунке, который заимствован из книги Л.В. Бондарко «Звуковой строй современного русского языка» (с. 33), ясно различимы четыре типа звуков:

Гласные характеризуются широкой амплитудой и длительностью. Ударные гласные одинаковы по длительности, а безударное «а» значительно короче их. У согласного «ш» амплитуда несколько уже, чем у гласных ударных. Продолжительность звучания сопоставима с безударным «а». Правда, вертикальные линии, которые образуют шипящий согласный, более близки друг к другу, чем у гласных. Поэтому изображение в этой части рисунка более темное. Осциллограмма свистящего «с» напоминает осциллограмму «ш», но только в сильно уменьшенном виде.

Характеристика спектрограммы как типа зримого представления звука

Другой тип зримого представления звука – спектрограмма изображает его менее наглядно, чем осциллограмма, но более точно (рис. 2; Бондарко, с. 99). Пример спектрограммы также приведён из книги Л.В. Бондарко (с. 99).

Рисунок 2. Изображение звука, созданное спектрограммой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Осциллограмма представляет звук в общих чертах, указывая только на длительность отдельных звуков и их амплитуду. Спектрограмма дает более полное представление об акустических свойствах звука. Но спектрограмма – это не фотография, которая понятна каждому. Её смысл доступен только для специалиста, который располагает знаниями из области экспериментальной фонетики.

Читайте также:  Сгорел насос в стиральной машине признаки

Спектрограммы дают тоже некоторое наглядное представление об акустических свойствах звуков. Но это представление совсем другого качества. Казалось бы, совершенно очевидно, что спектрограммы слога, прочитанного слева направо и справа налево, должны быть идентичными, симметрично расположенными относительно друг друга. Но никакой симметрии здесь нет. Вопреки ожиданиям образовались не зеркально отраженные, а совершенно разные рисунки сравниваемых слогов.

Возможно, что причина такой асимметрии заключается в характере и направлении взаимодействия между гласными и согласными в составе слога.

Компьютер во многом объединяет в себе возможности, предусмотренные осциллографом и спектрограммой. Кроме того, неоспоримым преимуществом компьютера является возможность оцифровки полученных данных.

Признаки акустической классификации по данным инструментальной фонетики

В образовании звука участвует несколько составляющих, или формант, поэтому изображение звука на фотопленке или бумаге получается не линейным, а рельефным, в виде пятен разной формы, которые имеют для каждого звука свою конфигурацию. К определяющим характеристикам звука относятся его сила и частота. Установлено, что величина каждой из составляющих звука, а также соотношение между их максимальной и минимальной величинами для разных звуков неодинаковы. Так, по данным разных исследователей, форманты у гласного /о/ 500 и 1000 герц, у /а/ – 800 и 1600 герц, у /и/ – 500 и 2500 герц. Эти показатели у разных лиц могут колебаться в известных пределах, но соотношение между минимальными и максимальными величинами остается постоянным.

Используя количественные характеристики звуков, Р. Якобсон, Г. Фант и М. Халле создали классификацию гласных и согласных, состоящую из 12 пар различительных признаков, при помощи которых можно описать фонетическую систему любого языка. Гласные и согласные русского языка, как показал М.В. Панов, могут быть охарактеризованы при помощи девяти пар акустических признаков:

Например, при помощи этих признаков гласный /а/ может быть описан как вокальный, низкий, звонкий, а согласный /ч’/ – как консонантный, диезный, прерванный, резкий.

Источник

ЯКОБСОН, РОМАН ОСИПОВИЧ

ЯКОБСОН, РОМАН ОСИПОВИЧ (1896–1982), русский лингвист, идеи которого оказали влияние на другие науки: литературоведение, антропологию, неврологию, историю русской культуры. Родился 11 (23) октября 1896 в Москве. Будучи студентом Московского университета, основал Московский лингвистический кружок. В 1920 был одним из организаторов Пражского лингвистического кружка. Вынужденный эмигрировать в 1939, читал лекции в Копенгагене, Осло и Упсале; в 1941 переехал в США. В 1949–1967 преподавал в Гарвардском университете. До конца жизни работал в Массачусетском технологическом институте.

Первой значительной работой Якобсона было исследование особенностей языка поэта-футуриста Велимира Хлебникова (1919). Противопоставляя поэтический язык языку естественному, Якобсон провозгласил, что «поэзия есть язык в эстетической функции» и поэтому «безразлична в отношении описываемого ею объекта». Этот тезис лег в основу эстетики раннего русского формализма, перевернувшего традиционное соотношение формы и содержания в литературном произведении. В более поздней статье (1928), написанной в соавторстве с Ю.Н.Тыняновым, говорится, что, хотя литературоведение оперирует собственными внутренними законами, эти законы должны быть соотнесены с другими областями культуры – политикой, экономикой, религией и философией.

В исследовании, посвященном сопоставлению русской и чешской систем стихосложения (1923), Якобсон сосредоточивает внимание на звуковых сегментах слов, именуемых фонемами, которые не имеют собственного значения, но их последовательности являются важнейшим средством выражения значений в языке. Интерес к звуковой стороне языка привел Якобсона к созданию (при участии Н.С.Трубецкого) новой отрасли лингвистики – фонологии, предметом которой являются дифференциальные признаки звуков, из которых состоят фонемы. Якобсон установил 12 бинарных акустических признаков, составляющих фонологические оппозиции, которые, по его утверждению, являются языковыми универсалиями, лежащими в основе любого языка. Метод структурного анализа в терминах бинарных оппозиций оказал большое влияние на антрополога Клода Леви-Строса; применение его Леви-Стросом при анализе мифа положило начало французскому структурализму.

Основы еще одного нового направления в науке – нейролингвистики – заложены в работе Якобсона об афазии (1941), в которой он связывает нарушения речи с данными неврологии о структуре мозга. Это исследование обеспечило физиологическое обоснование его учению о метафоре (оси комбинации) и метонимии (оси селекции) как о двух основных противопоставленных друг другу способах упорядочения языковых единиц, определяющих также различие между поэзией и прозой. Это противопоставление вскоре стало неотъемлемой частью терминологического аппарата современного литературоведения.

В сфере интересов Якобсона находилось также литературоведение. Ему принадлежит монументальное исследование славянской эпической поэзии. Работы о русской и чешской литературе показывают под новым углом зрения творчество Пушкина, Пастернака, Маяковского и других писателей, а также такие литературные направления, как футуризм и символизм. Многие работы Якобсона последних лет посвящены «грамматике поэзии», т.е. функционированию грамматических категорий в поэтических произведениях. Якобсон был одним из основоположников теории коммуникации. Умер Якобсон в Бостоне 18 июля 1982.

Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985
Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1986
Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1997
Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. М., 1999

Источник