1 понятие проекта признаки типология проектов

Типология проектов, их структурирование

1.Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки.

1. Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).

2. Предметно-содержательная область.

3. Способ общения в процессе проектной деятельности.

4. Характер координации проекта.

5. Характер контактов.

6. Количество участников проекта.

7. Продолжительность проекта.

Проекты могут выполняться на уроках (в серии уроков) и во внеурочной деятельности. Основная часть работы приходится на самостоятельную внеурочную деятельность. Это связано с поиском дополнительной информации, ее обработкой, подготовкой к обсуждению, дискуссии с партнерами на занятии.

В реальной практике чаше всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются при­знаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских). Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполне­ния, этапность организации и проведения, количество участни­ков. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, важно иметь в виду разные признаки и характерные особенности каждого из них.

2. В соответствии с первым признаком выделяются следующие типы проектов.

Исследовательские проекты – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, обозначение задач иссле­дования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов ис­следования, обозначение новых проблем на дальнейший ход ис­следования.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально про­работанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конеч­ного результата, обусловленной этим жанром и принятой груп­пой логике совместной деятельности, интересам участников про­екта. В данном случае следует договориться о планируемых резуль­татах и форме их представления (совместная газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.п.). Оформ­ление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы празд­ника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д., дизайна и руб­рик газеты, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуман­ные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результа­ты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества – высокая, но доминирующий вид деятельности – ролево-игровой. В отличие от собственно ролевых игр в про­ектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют по различным источникам характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназна­ченных для широкой аудитории, создание вторичных текстов. Структура проекта следующая: цель проекта, его акту­альность – источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирова­ние и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, со­поставление с известными фактами, аргументированные выво­ды) – результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.) – презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские про­екты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, справочный материал или словарь, аргументированное объяснение какого-то физического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформ­лении конечного продукта. Здесь важна хорошая орга­низация координационной работы в плане поэтапных обсужде­ний.

3.По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить следующие два типа.

Монопроекты – проводятся в рамках одного пред­мета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Работа над монопроектами предусмат­ривает применение знаний и из других областей для ре­шения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле знания предмета, по которому выполняется проект. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам, с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики должны в результа­те приобрести. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Читайте также:  Классификация физических упражнений по анатомическому признаку включает

Межпредметные проекты выполняются во вне­урочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагиваю­щие два-три предмета, или достаточно объёмные, продолжитель­ные, общешкольные, планирующие решить ту или иную слож­ную проблему, значимую для всех участников проекта (напри­мер, «Куль­тура общения», «Человек и гражданин XXI в.» и пр.). Такие проекты требуют квалифицированной координа­ции со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

4. По способу общения в процессе проектной деятельности мы выделяем проекты, которые выполняются учащимися в классе или в одной школе, т.е. при непосредственном контакте. Региональные и международные проекты требуют для осуществления контактов между партнёрами использования средств коммуникационных технологий.

5. По характеру координации проекты могут быть разных типов.

В качестве коор­динатора может выступать учи­тель-предметник (монопроекты), учитель-координатор обще­школьных проектов, а также специалист в той области знания, которая подлежит изучению в процессе работы над проектом.

В проектах с открытой, явной координациейкоординатор участвует впроекте в своей собственной функции, нена­вязчиво направляя работу его участников, организуя в случае не­обходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в ка­ком-то официальном учреждении, провести анкетирование, ин­тервью специалистов и пр.).

В проектах со скрытой координацией (это относится главным образам к телекоммуникационным проектам) координатор не обнаруживает себя ни в Сети, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он высту­пает как полноправный участник проекта (один из. ). В этих слу­чаях в качестве координатора проекта может выступать специа­лист в какой-то конкретной области (например, из числа родителей, писатель, бизнесмен, врач, юрист, эколог и т.д.), при полной осведомлённости учителя-координатора.

6.По характеру контактов проекты бывают следующих типов.

Внутренние или региональные (в пределах одной страны) проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.

Международные (участникипроекта являются представителями разных стран) проекты большей частью телекоммуникационные.

7. По количеству участников можно выделить проекты:

В последнем случае важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран и т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

8.По продолжительности проведения проекты могут быть:

— краткосрочными(для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

— средней продолжительности(от месяцадо полугода);

— долгосрочные(от нескольких месяцев до года).

Краткосрочные проекты проводятся на уроках (с привлечением внеклассной деятельности) по от­дельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Проекты средней и значительной про­должительности являются междисцип­линарными, содержат достаточно крупную проблему или не­сколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 7863 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Типология проектов
статья по теме

Обратимся ещё к одному важному вопросу- типологии проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.

2. предметно- содержательная область: монопроект ( в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.

3. характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.

4. характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.

5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые)

6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико- ориентированные.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обратимся ещё к одному важному вопросу- типологии проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.

2. предметно- содержательная область: монопроект ( в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.

3. характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.

4. характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.

5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые)

6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико- ориентированные.

Рассмотрим каждый из них.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. д.)это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого- то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.

Читайте также:  Признаки сэк у новорожденных

Оформление результатов проекта требует чёткой продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т. д.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации( средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интерьвью, анкетирование, проведение « мозговой атаки» и т. д.; способы обработки информации( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска( статья, аннотация, реферат, доклад, видео т. и д.; презентация (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции)

Такие проекты часто интегрируются исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико- ориентированные проекты.

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности учеников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и другого характера ; программа действий; рекомендации и направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь какой- либо специальной лексики и так далее.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

· Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а так же достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную задачу, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работымногих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру координации это могут быть проекты с открытой, явной координацией и со скрытой координацией( это относится в основном к телекоммуникационным проектам).

· Проекты с открытой, явной координацией.

· Проекты со скрытой координацией.

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник проекта (один из…)Примером таких проектов могут известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведённые в Великобритании, в которыхв одном случае профессиональный детский писатель выступал в качестве участника проекта, стараясь «научить» «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. По окончании проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который под видом одного из деловых партнёров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых и других сделок.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними, или региональными международными.

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес,поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

Так же проекты могут быть личные, групповые и парные; краткосрочными и продолжительными.

Таким образом, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация способствует наглядно понять информацию о типах учебных проектов по характеру доминирующей деятельности; о целях названных типов учебных проектов; об определени.

Теоретический материал о проектной деятельности на уроках.

Это материал в помощь учителю при работе над созданием учебного проекта. В данной работе рассмотрены различные типы учебных прое.

Каждый педагог должен поддерживать соответствующий уровень мотивации к изучаемому предмету, которая является стимулом к изучению иностранного языка. На любом этапе изучения математики могут возникнуть.

Читайте также:  Признаки иска в гпк

Источник

Типология проектов. Признаки типологизации

· Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).

· Предметно-содержательная область.

— монопроект (в рамках одной области знания),

· Характер координации проекта:

— проект с открытой координацией,

— проект со скрытой (неявной)координацией.

· Характер контактов:

· Количество участников проекта:

· Продолжительность проекта:

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он неизбежно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Этапы проведения проекта:

1. Представление проблемной ситуации (вербально, с помощью видеоряда, с помощью мультимедийных средств).

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта:

· Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

· Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

· Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

· Коллективный характер принимаемых решений.

· Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

· Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

· Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

· Эстетика оформления результатов проекта.

· Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

— иметь хорошие организаторские способности;

— быть методически грамотным;

— владеть навыками межкультурного общения;

— уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;

— активно сотрудничать в проектной деятельности;

— обладать навыками работы в сетях;

— уметь работать с большими объемами информации.

Функции координатора проекта:

— поиск участников проекта;

— при необходимости консультирование;

— связь с другими специалистами, организациями (при необходимости);

— стимулирование участников к самооценке;

— организация защиты и внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера. Основная парадигма работы учителя: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности. Создать комфортные условия для каждого ученика».

7. Метод проектов в преподавании истории.

Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.
Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты». Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, важно получить отклик сверстников и взрослых. Несущественно, как и когда это произойдет: во время выступления перед группой или на конференции. Главное, чтобы студент показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку ребята всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь студент действовал сам. И по самому большому счету не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Продвинутый в проектировании студент может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если студент умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Источник

Adblock
detector