Содержание. 1. Понятие, категориальные признаки и функции финансов
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
По дисциплине
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Содержание
ТЕМА 1. ФИНАНСЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 4
1. Понятие, категориальные признаки и функции финансов. 4
2. Понятие о финансовой системе и принципы ее построения. 7
3. Финансовый механизм современного общества, его элементы. 10
ТЕМА 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 12
1. Предмет и понятие финансового права. 12
2. Принципы финансового права. 15
3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права. 19
4. Система и источники финансового права. 22
ТЕМА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.. 25
1. Понятие и виды финансово-правовых норм. 25
2. Субъекты финансового права. 29
ТЕМА 4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ, ЕГО СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ. 33
1. Понятие финансового правоотношения и его субъекты. 33
2. Объекты финансового правоотношения. 35
3. Виды финансовых правоотношений. 36
1. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. 40
2. Правовые основы аудита. 45
3. Формы финансового контроля. Ревизия. 46
ТЕМА 6. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. 47
1. Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации. 47
2. Субъекты бюджетного права и бюджетные правоотношения. 51
3. Доходы бюджетов. 52
ТЕМА 7. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.. 59
1. Понятие бюджетного процесса и его участники. 59
2. Составление проектов бюджетов и актов о бюджете. 62
3. Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и актов о бюджете. 63
4. Исполнение бюджетов и актов о бюджете. 64
5. Обращение взыскания, на бюджетные средства. 67
6. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и актов о бюджете. 69
ТЕМА 8. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.. 70
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.. 70
1. Понятие и особенности государственных внебюджетных фондов. 70
1.2.Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ. 73
1.3.Финансово-правовой режим Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. 75
1.4.Финансово-правовой режим Фонда социального страхования РФ. 77
ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА.. 79
1. Понятие государственного и муниципального кредита. 79
2. Финансово-правовые основы государственного и муниципального кредита. 79
3. Правовые формы государственных и муниципальных долговых обязательств. 80
4. Правовой режим управления государственным и муниципальным долгом. 82
5. Правовое регулирование государственного внутреннего долга Российской Федерации. 85
6. Правовое регулирование государственных внешних заимствований Российской Федерации и международного кредитования. 87
ТЕМА 10. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РФ.. 89
1.Налоги: понятие, юридические признаки, классификация. 89
2.Понятие и юридические признаки сбора. 93
3.Принципы налогового права. 94
4.Субъекты налогового права. 97
ТЕМА 11. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.. 103
1.Установление и введение налогов и сборов. 103
2.Налоговое обязательство. 107
3. Возникновение, изменение и прекращение налоговых обязательств. 111
1.Налоги, уплачиваемые физическими лицами. 116
2.Налоги, уплачиваемые организациями. 119
3. Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами. 122
ТЕМА 13. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 135
1.Понятия «налоговое правонарушение» и «налоговая ответственность». 135
ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 140
1.Понятие финансов предприятий. 140
2.Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования. 141
3.Уставный фонд государственного и муниципального унитарного предприятия. 143
4.Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия. 144
ТЕМА 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФОНДОВ СТРАХОВАНИЯ.. 145
1.Понятие страхового рынка. Страхование как экономическая и правовая категории. 145
2.Понятие страхового правоотношения. Виды страхования. 146
3.Государственное регулирование страховой деятельности. 148
4.Правовые основы обязательного социального страхования. 150
5.Правовое регулирование обязательного страхования вкладов. 158
ТЕМА 16. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 159
1. Понятие и структура банковской системы России. 159
2. Финансово-правовые отношения в банковской системе. 160
3. Денежная система Российской Федерации. 161
4. Правила ведения кассовых операций. 162
5. Правовое регулирование расчетных отношений в финансовом праве. 165
ТЕМА 17. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ. 171
1.Субъекты и объекты валютных правоотношений. 171
2.Правовое регулирование валютных операций. Валютные отношения, регулируемые финансовым правом. 173
3.Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений. 176
Источник
Понятие финансов и их функции
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
Общие положения Финансового права
Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Централизованные финансы – это экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумумлируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов организаций.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
— организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
— предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и при их распределении;
— государством и организациями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
— государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
— организациями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
— отдельными сведениями бюджетной системы;
— органами имущественного и личного страхования, организациями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.
К финансам относятся и денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов организаций.
По материальному содержанию финансы представляют собой целевые фонды денежных средств, которые в совокупности составляют финансовые ресурсы страны.
Финансовые ресурсы – это совокупность всех видов средств, финансовых активов, которые имеет субъект и которые находятся в его распоряжении.
Перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений.
Кредит – это особая форма движения стоимости, продажа товаров с отсрочкой платежа или передача на определенный срок денег и материальных ценностей при условии их возвращения.
Сущность финансов проявляется в двух основных функциях: распределительных и контрольной.
Распределительная функция проявляется при распределении выручки и прибыли хозяйственных структур, часть которой поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.
Контрольная функция служит инструментом формирования и использования денежных фондов и фондов и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Кроме распределительной и контрольной функции финансы выполняют:
— регулирующую функцию, которая связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства,
— стимулирующую функцию, играющую активную роль в развитии инновацинно-инвестиционной деятельности в экономике, сокращении затрат на производство товаров и услуг, в повышении эффективности использования всех факторов производства для экономического роста.
Источник
Понятие финансов, их признаки и функции
Тема 1. Понятие и правовые основы финансовая деятельность в РФ
План лекции:
1. Понятие финансов, их признаки и функции
2. Финансовая система РФ: понятие и структура
3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Государственные органы осуществляющие финансовую деятельность
Понятие финансов, их признаки и функции
Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения и средства платежа, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.
Финансы— экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение.
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы— экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.
2) материальный аспект.
Финансы— денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.
Финансы— денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды— обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов— денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными.
Децентрализованные— фонды предприятий, организаций, используются для производственных и социальных нужд в масштабах данного предприятия (организации, ассоциации).
Внебюджетные целевые фонды— пенсионный, фонд занятости, медицинский и др. Их средства образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц.
Финансы предприятий— исходное звено, основа всей финансовой системы. Связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, создании национального дохода и распределения его при посредстве финансовой системы.
Кредит выражается в привлечении и аккумуляции в кредитные ресурсы свободных средств государства, юридических и физических лиц, предоставляемых на принципе возвратности.
Государственный кредит— отношения по временному использованию денежных средств (юридических и физических лиц) государством, выступающим в данном случае в качестве заемщика. В результате образуется внутренний долг. Заимствование осуществляется в форме государственного займа, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в сберегательные банки в качестве источника кредитных ресурсов.
Банковский кредит— отношения по образованию в распоряжении банков денежных фондов (кредитных ресурсов) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств и предоставлению этих ресурсов на началах возмездности и возвратности юридическим и физическим лицам на производственные, социальные нужды.
Функции финансов
Финансам присущи следующие функции:
Распределительная функция реализуется в эффективном и сбалансирован-ном распределении национального дохода в целях обеспечения субъектов экономической деятельности необходимыми финансовыми ресурсамивформе денежныхфондов целевогоназначения.
Контрольная функция заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д.
Регулирующая (стимулирующая) функция призвана обеспечить воздействие государства на экономические отношения через финансы.
Стабилизационная функция проявляется в обеспечении всех субъектов экономической деятельности и населения стабильными условиями для общественных отношений.
1.2. Финансовая система РФ: понятие и структура
Финансовая система— совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4) фонды страхования (имущественного и личного);
5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.
3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Финансовая деятельность государства— это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.
Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.
Финансовой деятельности присущи следующие организационно-правовые особенности:
1. она имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли сферы государственного управления;
2. в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу других субъектов финансового права;
3. осуществление государством финансовых функций сочетает деятельность представительных и исполнительных органов власти;
4. сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все Министерства и Ведомства РФ осуществляют финансовую деятельность через свои соответствующие структурные подразделения, исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления, а также выполняют на соответствующей территории определенные функции в области финансов в пределах свое компетенции.
Формы осуществления финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующих органов государства. Согласно ФЗ «О Правительстве РФ» определены полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2. разрабатывает и предоставляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его представление;
3. предоставляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета;
4. разрабатывает и реализует налоговую политику;
5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
6. принимает меры по регулированию РЦБ;
7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
9. руководит валютно-финансовой деятельности в отношении РФ и иностранных государств;
10. разрабатывает и осуществляет меры по единой политике цен и т.д.
Методы осуществления финансовой деятельности:
1) при мобилизации (сборе) денежных средств:
— метод обязательных платежей (налоги и сборы);
— метод добровольных платежей (лотереи, займы, пожертвования);
2) при распределении государством денежных средств:
— метод финансирования (безвозмездное и безвозвратное их выделение);
— метод кредитования (выделение денежных средств на принципах платности, возмездности, возвратности и срочности).
Источник
Финансы: понятие, функции, признаки
Термины
Звуковой закон, современный звуковой закон, закон редукции, закон ассимиляции, закон аккомодации, чередование звуков, живое (фонетическое) чередование, позиционное чередование, историческое (традиционное) чередование, морфологическое чередование.
Финансы – одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.
Финансы – это система экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
К ним относятся:
· предприниматели, владеющие капиталом, вложенным в сферу производства и реализации товаров и услуг;
· трудоспособные люди, занятые наемным трудом;
· государство, владеющее природными ресурсами и регулирующее хозяйство в национальном масштабе.
Отличие финансов от денег: деньги – средство платежа и обращения, мера стоимости, средство накопления, т.е. всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей. Финансы не охватывают всех денежных отношений (купли-продажи, оплаты труда). Финансы – совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.
Причины, порождающие финансы:
· развитие товарно-денежных отношений;
· появление налогов в денежной форме;
· движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.
Принципиальное отличие финансовых отношений от денежных и других состоит в том, что данные отношения обязательно регламентируются государством, т.е. опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами.
Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях.
Функции финансов:
· формирование денежных фондов;
· использование денежных фондов;
· контроль – создание общественных условий для осуществления контроля.
Формирование денежных фондов обусловлено:
· созданием финансовой теории, адекватной состоянию развития экономики для обеспечения экономического роста;
· формированием финансового механизма и аппарата, обеспечивающего сбор доходов;
· прогнозированием и планированием доходов;
· утверждением доходов бюджета;
· аккумуляцией доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней.
Результат реализации данной функции – формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.
Использование денежных фондов предопределено:
· выбором финансовой теории, определяющей приоритеты и уровни государственных расходов;
· формированием финансовой политики в области расходов государства;
· прогнозированием и планированием расходов государства;
· утверждением бюджета по расходам;
· обеспечением финансирования бюджетных расходов;
· обеспечением финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.
Контроль присущ процессу как формирования, так и использования денежных фондов.
Государственные финансы – совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Признаки государственных финансов (действующие только в совокупности):
· эти отношения – всегда денежные, т.к. вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
· эти отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) ВВП.
Структура государственных финансов РФ следующая:
Управление государственными финансами представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости звеньев финансовой системы.
Функции финансов реализуются через финансовые механизмы, которые включают в себя:
· совокупность организационных форм финансовых отношений;
· порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов;
· методы финансового планирования;
· формы управления финансами и финансовыми системами;
Денежные фонды – обособленная часть денежных средств, имеющая целевую направленность и относительную самостоятельность формирования.
Денежные фонды классифицируются следующим образом:
· централизованные – экономически отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансов государства, аккумулированных в бюджетной системе и в правительственных бюджетных фондах;
· децентрализованные – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансов, участвующих в кругообороте денежных средств компании.
На макроуровне создаются централизованные фонды – консолидированный бюджет, включающий всю систему бюджетов (федеральный, региональные и местные), фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд финансовой помощи регионам и другие финансовые фонды, предназначенные для решения общегосударственных задач.
На микроуровне (уровень организаций, компаний, фирм) образуются децентрализованные фонды, отражающие оборот финансовых и материальных ресурсов и обслуживающие производственно-экономическую деятельность организаций: капитал организаций, выручку, прибыль, основные и оборотные средства, различные специальные фонды идр.
Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств органически взаимосвязаны.
Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются организации, предприниматели, работающее население, а также государство.
Масштабы и интенсивность финансовых отношений зависит от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства и т.д. Стоимостная форма движения товаров порождает денежный оборот. В этом и состоит сущность финансов.
Источник